Сотрудник, уволившийся раньше срока, установленного в ученическом договоре, не обязан возвращать суммы, которые компания потратила на его поездку к месту учебы. Такой вердикт вынес Верховный суд в Определении от 02.07.2018 № 69-КГ18-7.
Работница заключила с работодателем ученический договор. По его условиям работодатель направляет работницу в Москву для получения дополнительного профессионального образования, а работница обязуется отработать у работодателя в течение трех лет. Договором также предусмотрено, что если работница не отработает вышеуказанный срок, она обязана возместить работодателю его затраты на обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после обучения времени.
В связи с досрочным увольнением работница компенсировала работодателю расходы на обучение. А вот возмещать командировочные расходы за время обучения она отказалась. Компания обратилась в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований компании отказал. Он руководствовался ст. 9, 167, 187, 198 ТК РФ и исходил из того, что компенсация работодателю понесенных им расходов, связанных с направлением работника в служебную командировку для дополнительного профессионального образования для нужд работодателя, действующим законодательством не предусмотрена. Но апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил и обязал работницу возместить работодателю командировочные расходы. Он указал, что в соответствии со ст. 249 ТК РФ работник при досрочном увольнении обязан возместить затраты, которые понес работодатель в связи с обучением.
Работница обратилась с жалобой в Верховный суд. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда, рассмотрев спор, признала решение апелляционного суда необоснованным. Она указала, что конкретный перечень затрат на обучение, которые должен возместить работник при досрочном увольнении, нормами ТК РФ не установлен. Вместе с тем, определяя права и обязанности работников по профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования за счет средств работодателя, законодатель в ст. 187 ТК РФ для таких работников установил ряд гарантий и компенсаций. В частности, за ними сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
По смыслу вышеприведенных норм командировочные расходы, понесенные работодателем в связи с направлением работника на обучение, являются самостоятельной группой расходов и относятся к компенсациям, связанным с выполнением трудовых и иных обязанностей. Возврат работником предоставленных ему работодателем компенсаций (командировочных расходов) в связи с направлением работника за счет средств работодателя на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование нормами ТК РФ не предусмотрен.
Апелляционный суд не учел, что, направляя работницу на обучение в другую местность, работодатель оформлял это как служебную командировку и все произведенные в связи с данной командировкой расходы считались командировочными. Исходя из взаимосвязанных положений ст. 167 и 187 ТК РФ, работодателем гарантируется возмещение командировочных расходов работникам, направляемым на обучение с отрывом от работы в другую местность. Соответственно, включение этих расходов в затраты, подлежащие возмещению работодателю в случае увольнения работника до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении, противоречит положениям ст. 165, 167, 168, 187 ТК РФ. В результате Верховный суд вернул дело в суд апелляционной инстанции с указанием разрешить дело с учетом вышеприведенных разъяснений.
Отметим, что большинство судов придерживаются той же позиции, что и Верховный суд в вышеописанном деле (например, апелляционные определения Московского городского суда от 28.05.2018 по делу № 33-23030/2018, Нижегородского областного суда от 13.02.2018 по делу № 33-1503/2018, Ставропольского краевого суда от 06.06.2017 по делу № 33-3892/2017, Верховного суда Республики Карелия от 29.04.2016 по делу № 33-1524/2016).
Но есть решения с иным подходом. Примером является апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.03.2018 по делу № 33-1779/2018. В нем суд указал, что в ст. 249 ТК РФ список расходов на обучение, подлежащих возмещению работодателю при досрочном расторжении трудового договора, не конкретизирован. Поэтому работодатель вправе требовать возмещения ему любых расходов (в том числе и командировочных), если они были связаны с обучением и документально подтверждены.