Невыплата премии по результатам работы за год уволенным сотрудникам является дискриминацией и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 07.08.2018 по делу № 33-7507/2018).
Несколько работников 15 ноября 2016 г. были уволены из компании в связи с сокращением штата. В трудовых договорах с ними записано, что в соответствии с коллективным договором работникам устанавливается премия по итогам финансово-хозяйственной деятельности.
В апреле 2017 г. по результатам деятельности компании был утвержден размер премирования за 2016 г. Но уволенные работники премию не получили. Основанием для невыплаты премии послужило действующее в компании положение о премировании, которое является приложением к коллективному договору.
В положении указано, что определение размера премии работников — право администрации предприятия. Премия по итогам работы за год начисляется работникам, которые трудились на предприятии полный календарный год (с 1 января по 31 декабря). Исключение составляют лица, которые не отработали целый календарный год по следующим причинам: рождение ребенка, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, выход на пенсию. Таким сотрудникам премия начисляется пропорционально отработанному времени.
Уволенные по сокращению штата работники посчитали, что невыплата им премии по итогам работы за год ухудшает их положение. Они обратились в суд с требованием обязать работодателя выплатить премию по итогам работы за год пропорционально отработанному времени.
Суд это требование удовлетворил. Он указал, что система оплаты труда включает, помимо оклада и компенсационных выплат, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия. Положением о премировании в компании установлено, что оно вводится в целях усиления материальной заинтересованности работников, достижения лучших результатов деятельности предприятия, улучшения качества работы, создания условий для проявления трудовой активности каждого работника предприятия. Премирование производится по итогам работы за определенный период (месяц, год). Таким образом, премия по итогам работы за год является стимулирующей выплатой и входит в систему оплаты труда.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если такие условия включены, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Статья 132 ТК РФ прямо запрещает какую-либо дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда. Следовательно, премирование должно производиться на тех условиях, которые указаны в локальном нормативном акте компании, и эти условия должны быть одинаковы для всех сотрудников.
Ограничивая круг лиц, которым может быть выплачено вознаграждение по итогам работы за неполный отработанный год, работодатель тем самым допускает дискриминацию. Он ухудшает положение тех работников, которые заработали это вознаграждение, но до истечения отчетного года прекратили трудовые отношения с работодателем. Данное положение локального нормативного акта компании входит в противоречие с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Сокращенные работники отработали значительную часть отчетного года (10,5 месяца из 12), за который другим работникам была начислена премия. Каких-либо доказательств отсутствия личного вклада уволенных в выполнение работы или наличия оснований, связанных с их деловыми качествами, исключающими начисление премии по итогам работы за год, компанией не представлено. При этом увольнение произведено по инициативе работодателя, а не работников. Таким образом, прекращение трудового договора не лишает уволенных сотрудников права на получение соответствующего вознаграждения за труд, в том числе в части стимулирующих выплат, за фактически отработанное время.