Со следующего года в РФ начнет работать принципиально новая система по обращению с отходами. Сегмент, который долгое время находился в тени, должен стать абсолютно прозрачным. Участники рынка рассчитывают, что нововведения позволят избавиться от несанкционированных свалок, а региональные операторы, обладающие ресурсной базой, станут драйверами ввода новых сортировочных мощностей и развития переработки отходов. В настоящее время в стране лишь 3—5% твердых коммунальных отходов проходят сортировку, на захоронение идут 95%, и 1% сжигается.
О развитии отрасли переработки отходов участники рынка и эксперты говорили на второй международной конференции «Переработка отходов 2018», организованной компанией INVENTRA (в составе группы CREON).
Как было заявлено на мероприятии, сегмент обращения с отходами в России продолжает претерпевать серьезные изменения. За прошедший год были одобрены важные поправки в существующие нормативно-правовые акты: утверждены сроки ввода запрета на захоронение отходов; уточнены понятия «сбор» и «накопление»; упрощен порядок получения лицензии I—IV класса опасности. Территориальные схемы по обращению с отходами утверждены во всех субъектах РФ, в большинстве — выбраны региональные операторы.
В то же время, по словам менеджера по окружающей среде Tetra Pak Ольги Ивановой, в результате отсутствия гармонизации нормативов РОП (расширенная ответственность производителя) с инфраструктурой сбора переработка отходов растет очень медленно. Подавляющее большинство компаний сейчас предпочитают платить экологический сбор вместо реального развития рециклинга и возвращения ресурсов в хозяйственный оборот, что существенно тормозит развитие отрасли переработки. Но уже определился круг из семи компаний, которые создают ассоциацию «РусПРО», для того чтобы совместными усилиями развивать отрасль сбора и переработки.
Эксперт сообщила, что подавляющее большинство жителей страны (порядка 94—95%) готовы сортировать отходы, если контейнеры для разного вида отходов будут стоять возле жилого дома или не далее чем в десяти минутах пешком от жилья. Возможное решение проблемы О. Иванова видит во внедрении контейнеров для двухпотокового сбора мусора в каждом дворе, что гарантирует максимально быстрый результат в короткие сроки и удобство для населения.
У компании Tetra Pak также существует экологическая стратегия, включающая в себя несколько ключевых показателей: снижение экологического следа на всех этапах жизненного цикла упаковки, использование возобновляемых источников сырья и рост переработки упаковки. Переработка всех составляющих упаковки уже есть в России, и перерабатывающие мощности недозагружены, так как в стране не налажен процесс сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО).
Ставки экологического сбора потянутся вверх
Сценарий ставок экологического сбора на 2019 г. значительно превышает уровень текущего года, об этом сообщила исполнительный директор «РусПЭК» Любовь Меланевская. Например, ставка 47 группы (упаковка металлическая из стали) в 2018 г. была 2,4 тыс. руб./т, а в будущем году может достичь 20 тыс. руб./т; 48 группа (упаковка металлическая из алюминия) на сегодняшний день имеет те же цифры; 49 группа (упаковка полимерная) с 3,8 тыс. руб./т может возрасти до 10,5 тыс. руб./т. Также ценовые изменения могут коснуться и других групп упаковки — гофрированного картона, бумаги и негофрированного картона, стеклянной, деревянной и пробковой упаковок, а также упаковки из текстильных материалов, но повышение в отдельных сегментах предлагается от 500 руб. до 2 тыс. руб.
Ставка экосбора, по словам выступающей, состоит из сбора, транспортировки, обработки и утилизации отходов. Таким образом, доходная часть переработчиков за одну тонну отходов может состоять из продажи сырья после переработки и получения субсидий из госбюджета за счет средств экосбора.
«Рассчитывая ставку экосбора, необходимо предусматривать ликвидность или неликвидность продуктов переработки, потому что двойное финансирование не на руку ни населению, ни государству», — отметила представитель «РусПЭК».
Говоря о расширенной ответственности производителя, Л. Меланевская добавила, что для того чтобы РОП заработала, нужны понятные правила игры, равноправный вклад бизнеса, государства и населения, а также поддержка тех, кто только начинает самостоятельно реализовывать РОП. К успеху в сложившейся ситуации, по мнению выступающей, может привести синхронное принятие законодательных актов, наделение обязательствами органов власти по внедрению раздельного сбора мусора и ответственностью за недостижение целевых показателей по РСО, а также внедрение инфраструктуры по РСО. Законом по РСО, принятым в конце 2017 г., положено начало перемен, а каких именно — покажет время.
Росприроднадзору не хватает кадров
По данным генерального директора Комбината экологического обслуживания Владимира Аленцина, в России примерно 45 тыс. потенциальных плательщиков экологического сбора (производителей и импортеров), но кадровая и техническая обеспеченность Росприроднадзора России не позволяет эффективно администрировать все компании — участники рынка расширенной ответственности производителей.
В. Аленцин предложил привлекать дистрибуторские сети производителей и импортеров к раздельному сбору отходов, общественные и волонтерские объединения к выявлению мест несанкционированного размещения утильных шин и в целом развивать сеть пунктов бесплатного приема шин от населения.
Выступающий также отметил бурный рост мощностей и «псевдомощностей» по переработке шин, потенциально в разы перекрывающий потребности рынка. Весь объем шин, подлежащий утилизации по расширенной ответственности производителей в России, составляет 945 тыс. т на ближайшие шесть лет (2019—2024 гг.).
Исполнительный директор СРО Ассоциации «Лига Переработчиков Макулатуры» Алексей Сергеев считает, что в РФ практики Европейского Союза в обращении с отходами применяются в искаженном виде. Так, норматив утилизации бумаги в России по состоянию на 2018 г. составляет в среднем около 18%, а пластика — 10%, при том что в странах ЕС, лидирующих по вторичной переработке, цели по утилизации практически с самого начала были установлены на уровне свыше 60% на оба материала.
При этом производители товаров в странах-лидерах ЕС несут стопроцентную финансовую ответственность за весь цикл движения упаковки своих товаров от момента потребления до попадания на переработку, мусоросжигательный завод или полигон. Таким образом, производитель, во-первых, должен «убрать» 100% своей упаковки, а уже во-вторых, обеспечить попадание в переработку определенного процента отходов, например 70% для бумажной упаковки в Германии.
В России же ответственность ограничена размером нормативов утилизации, которые установлены на критически низком уровне. Также А. Сергеев добавил, что в России отсутствует административный контроль РОП, в отличие от стран Европейского Союза, а также принят запрет на вторичное захоронение сырья, эффект от которого в текущем виде будет минимальным.
«На сегодняшний день наш норматив утилизации составляет по большинству видов упаковки 10%, как и компенсация затрат, так как по закону у нас ставка экологического сбора умножается на норматив утилизации. Разве можно установить лишь 10% контейнера, запустить 10% транспортного средства или построить 10% завода? Получается, что от схемы расширенной ответственности производителя в ее сегодняшнем виде нет никакого эффекта», — подытожил эксперт.
Финансисты пока не разглядели выгоды на свалках
Участники конференции пришли к выводу, что вектор, в котором движется государство в сфере обращения с отходами, верный. Но на сегодняшний день существуют некоторые проблемы привлечения финансирования в проекты по созданию инфраструктуры по обращению с ТКО. Среди проблем, мешающих привлечению финансирования, директор проекта департамента инфраструктурных проектов и ГЧП банка ГПБ Константин Батунин выделил неапробированность новой системы по обращению с ТКО — ни у одного банка нет статистической выборки, чтобы понять, насколько проекты, которые должны заработать, будут эффективны и окупаемы.
Следующая проблема — слабая законодательная закрепленность статуса регоператора, не имеющего внушительного капитала, из-за чего он в любой момент может лишиться своего статуса (например, не устранил несанкционированную свалку за счет собственных средств в течение двух недель — потерял статус).
Невозможность привлечения финансирования без утверждения тарифа и установления долгосрочного тарифа на ранних этапах проекта — тоже большой вопрос, так как, в отличие от проектов в других коммунальных структурах, тарифное законодательство не позволяет на старте сразу же утвердить необходимый тариф. Неполученный доход в виде корректировки тарифа возмещается только через три года, и здесь возникает вопрос: если что-то пошло не так, как жить эти три года?
В тарифном регулировании есть еще одна сложность — ограничение ставки, по которой может быть привлечен кредит, и, учитывая все аспекты, на которые банки и государство не могут влиять (внешние санкции, цены на различные услуги), существует вероятность столкнуться с ситуацией, когда эти ограничения не будут выдерживаться, и тогда проекты будет невозможно запускать.