В постановлении, принятом Правительством РФ, определен порядок проведения контрольных закупок в магазинах, а также в других компаниях и у индивидуальных предпринимателей. В нем установлено, помимо прочего, какие документы обязано показать должностное лицо после контрольной закупки, а также как должна проводиться дистанционная контрольная закупка.
Правительство РФ приняло постановление от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» (далее — Правила). В Правилах определен порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, а также порядок проведения самой контрольной закупки.
Для проведения контрольной закупки должностное лицо должно подать руководителю госоргана или его заместителю мотивированное представление с обоснованием наличия оснований для проведения контрольной закупки. После этого руководитель должен выдать приказ о проведении контрольной закупки.
По общему правилу контрольная закупка проходит в таком же виде, как если бы покупку совершал потребитель. В том числе возможна контрольная закупка способами, которые исключают непосредственный контакт работников компании с потребителем, то есть по почте, через интернет или телевидение. Это будет считаться дистанционной контрольной закупкой.
После завершения контрольной закупки должностное лицо должно объявить, что проводилась контрольная закупка, предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки. Причем копию приказа оно обязано передать представителю или работнику проверяемой компании. Об ознакомлении с приказом и о получении его копии представитель или работник компании должен поставить подпись в акте о проведении контрольной закупки. Если он откажется, то должностное лицо зафиксирует отказ. Товары, приобретенные в рамках контрольной закупки, должностное лицо обязано сразу же вернуть. Исключение: если закупка была для проведения исследований, если товар потерял потребительские свойства либо если товар был изъят или арестован, например, в целях применения мер обеспечения.
Объявление о том, что проводилась дистанционная контрольная закупка, осуществляется путем направления копии приказа о проведении контрольной закупки не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения закупки. При этом должностное лицо обязано незамедлительно вернуть товар (если это возможно), а проверяемая компания — вернуть деньги.
Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через три часа. А в случае проведения дистанционной закупки — не позднее следующего рабочего дня. Акт должны подписать должностное лицо, проводившее закупку, и свидетели (в случае их присутствия).
Если по результатам контрольной закупки будут выявлены нарушения, то возможны два варианта действий проверяющих. Так, если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований, то будет проведена внеплановая выездная проверка. В остальных случаях должностное лицо привлечет нарушителя к административной ответственности.