Опубликованы разъяснения Пленума ВС РФ об уголовных делах, связанных с нарушениями требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Пленум ВС РФ опубликовал постановление от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 41). В нем разъясняется, кого и по каким статьям суды должны привлекать к уголовной ответственности за нарушения требований охраны труда, правил строительной и промышленной безопасности, в каких случаях потерпевшее лицо считается таковым, а в каких — нет.
Одновременно признаны недействующим постановление Пленума ВС СССР от 05.12.86 № 16 «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ» и утратившим силу постановление Пленума ВС РФ от 23.04.91 № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».
В постановлении Пленума ВС РФ № 41 речь идет о применении трех статей УК РФ:
-
ст. 143 УК РФ — нарушение требований охраны труда в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека;
-
ст. 216 УК РФ — нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (более 500 000 руб.) или смерть;
-
ст. 217 УК РФ — нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба или смерть.
В постановлении указано, что преступление, предусмотренное ст. 143 УК РФ, посягает на общественные отношения, связанные с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также иных лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя. Потерпевшими по таким уголовным делам могут быть не только работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми такой договор не заключался либо не был оформлен надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя. К иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся лица, указанные в ст. 227 ТК РФ. Например, это лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором.
Суды могут привлекать к уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда руководителя организации, его заместителя, главного специалиста, руководителя структурного подразделения организаций, специалиста службы охраны труда и иных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению). Ответственность по ст. 143 УК РФ также могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, или соответствующие специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если на указанных лиц непосредственно возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда работниками и иными лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.
Ответственность по ст. 216 и 217 УК РФ (за нарушение правил безопасности при ведении строительных и других работ, а также требований промышленной безопасности) могут нести как работники организации, в которой произошел несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность которых связана с выполнением строительных или иных работ либо с опасным производством, если они были обязаны соблюдать соответствующие правила и требования.
Если несчастный случай произошел с лицом, которое выполняло работы или оказывало услуги на основании гражданско-правового договора, в том числе договора бытового или строительного подряда, договора возмездного оказания услуг, то в действиях заказчика отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 143, 216 или 217 УК РФ.
По всем трем преступлениям суд должен установить не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями. При исследовании причинной связи между нарушением специальных правил, допущенным лицом, на которое возложены обязанности по обеспечению соблюдения и соблюдению таких правил, и наступившими последствиями суду следует выяснять в том числе роль лица, пострадавшего в происшествии. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежного поведения самого пострадавшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора. В том случае, когда последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, вина которого в нарушении специальных правил установлена судом, так и небрежности, допущенной потерпевшим, суду следует учитывать такое поведение потерпевшего при назначении наказания.