Деловая активность в обрабатывающем секторе России во 2-м полугодии 2018 г. находилась на скромном уровне (ИПУ составил –1%). Тем не менее добрая половина промышленных компаний занималась вне-дрением цифровых технологий в свои системы управления и производственные процессы. Основными барьерами на пути цифровой трансформации предприятий стала нехватка средств и квалифицированных сотрудников.
Анализ ключевых показателей индустриальных компаний в июле — декабре нынешнего года, проведенный экспертами Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ на основе опросов Росстата, показал, что принципиальных изменений в производственной и экономической конъюнктуре по сравнению с 1-м полугодием не произошло. Большинство топ-менеджеров предприятий (80%) отмечают, что заметных перемен в уровне производительности труда и экономической ситуации не наблюдалось.
Умеренно позитивный тренд зафиксирован в таких показателях, как запасы готовой продукции и поставки сырья и материалов. Подавляющая часть респондентов (77 и 81%) сообщили, что их уровень соответствует «нормальному».
Негативную тенденцию продемонстрировал индикатор внутреннего спроса на выпускаемую продукцию. Ниже нормального уровня спросовую ситуацию оценили более четверти «капитанов бизнеса».
Понижательную динамику также показали оценки руководителей ситуации с собственными финансовыми средствами и инвестициями, уровень которых ниже нормального, считают 33 и 35% респондентов соответственно.
Основной индикатор исследования статведомства — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — во 2-м полугодии 2018 г. находился около границы, за которой начинается зона благоприятного делового климата (–1%).
Топ-менеджеры за цифровизацию…
Результаты специального пилотного исследования, отражающие масштаб распространения цифровых технологий в российской обрабатывающей промышленности, свидетельствуют о неоднородности процессов, происходящих в рамках реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в 2017 г. Опрос «директорского корпуса» показал существенный разброс предпринимательских мнений относительно цифрового потенциала своих компаний.
Более 40% руководителей обрабатывающих предприятий охарактеризовали сложившийся уровень цифровой активности на своих производствах как «очень высокий» и «высокий». Противоположное мнение у 35% топ-менеджеров.
Свыше половины «капитанов бизнеса» (54%) отметили, что их сотрудники используют персональные компьютеры, планшеты и другие аналогичные устройства. Доступ к интернету есть у 41% компаний, обмен информацией в электронном виде проводится на 52% предприятий.
Порядка 80% компаний располагают собственным веб-сайтом, что увеличивает масштаб цифрового сотрудничества с клиентами, расширяя сферу взаимодействия с ними на множестве уровней.
Важная деталь: практически у половины предприятий внедрение информационных технологий происходит в рамках специальной стратегии цифровизации. Общая доля промышленных компаний, где руководители занимают активную позицию в сфере цифровых технологий, составила 47%. Она больше доли тех топ-менеджеров, которые не считают их широкое использование необходимым в работе своих организаций (37%).
Вместе с тем результаты пилотного исследования выявили несколько направлений, в которых цифровая активность на обрабатывающих производствах развита пока недостаточно. Речь идет об электронных продажах, сервисах облачных услуг, использовании технологий радиочастотной идентификации (RFID).
В числе основных позитивных результатов, которых «директорский корпус» ожидает от внедрения цифровых технологий, отмечается повышение производительности труда (52% респондентов), сокращение издержек производства (44%), повышение уровня работы с клиентами (40%) и конкурентоспособности (30%).
Несколько меньшая доля участников опроса рассчитывает на то, что реализуемые ими инициативы в области цифровизации компаний станут источником существенного дополнительного увеличения прибыли (28%) и расширения клиентской базы (26%).
Некоторую настороженность экспертов ЦКИ вызвали ответы руководителей на вопрос о том, возможен ли рост объемов производства на их предприятии в результате увеличения инвестиций в цифровые технологии. Так, лишь 23% респондентов сообщили, что надеются на подобный эффект. По сравнению с коррелирующим показателем «повышение производительности труда» (здесь 52% участников опроса дали позитивный ответ) это весьма скромный результат. Однако, по мнению ученых, есть основания предполагать, что на первом этапе цифровизации предприниматели улучшат совокупные факторы производства, включая производительность труда, численность занятых, спросовую ситуацию и др. На втором этапе улучшение всех этих факторов благодаря внедрению информационных технологий положительно отразится и на росте объемов производства.
… но денег и людей не хватает
Основным барьером, тормозящим внедрение «цифры», по мнению 60% руководителей, стало отсутствие достаточных финансовых ресурсов для интенсивного запуска данного механизма повышения эффективности компаний.
К числу серьезных препятствий «капитаны бизнеса» также отнесли низкую готовность (адаптивность) сотрудников к цифровым трансформациям на своих предприятиях. Причем в 30% компаний пока нет разработанной цифровой стратегии в повестке развития.
«Ход цифровизации замедлялся в связи с нехваткой опыта внедрения технологий и компетенций в сфере ИКТ, — подчеркивает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Зачастую квалификации штатного персонала было достаточно только для поддержки офисного ПО и ИКТ инфраструктуры предприятия, а также обеспечения безопасности и защиты данных. Максимальное задействование внештатных специалистов прослеживалось в части сложных решений, связанных с поддержкой систем по работе с FRP, CRM, HR и базами данных, созданием корпоративных веб-порталов».
Негативное давление на «цифровой рост» отечественной промышленности 27% руководителей связывали с отсутствием благоприятных и стабильных экономических условий в стране, что поставило данный фактор в перечень наиболее упоминаемых барьеров.
«В целом можно сделать вывод, что по итогам 2018 г., на фоне весьма ограниченных финансовых возможностей, слабой инвестиционной активности и неоднозначности деловой конъюнктуры, процесс цифровой трансформации российской промышленности все-таки продемонстрировал определенную уверенность, — комментирует ситуацию ученый. — Безусловно, уровень погружения предприятий обрабатывающего комплекса в процессы цифровизации пока не глубок, но прогресс очевиден».
Балансы оценок основных показателей цифровой активности промышленных предприятий, балансы, %
Показатель |
Значение |
---|---|
Обмен информацией в электронном виде |
14 |
Передача информации по управлению цепями поставок с другими компаниями |
12 |
Использование ПК, портативных компьютеров, планшетов |
11 |
Выставление электронных счетов |
9 |
Доступ к интернету и его использование в рабочих целях |
9 |
Инвестиции в цифровые технологии |
5 |
Численность занятых в области цифровых технологий |
4 |
Источник: ВШЭ |