Уходящий год для отечественной экономики сложился немного удачнее, чем 2017-й, в основном благодаря хорошей внешнеторговой конъюнктуре. Темпы прироста ВВП по оценке правительственных и независимых экспертов в 2018 г. составят порядка 1,8% после 1,5% годом ранее. Однако в наступающем 2019-м экономический рост снова замедлится в результате повышения налогов и волатильности на мировом рынке углеводородов.
Весьма приличные темпы прироста глобальной экономики (выше 3%) второй год подряд формируют хороший спрос на традиционные товары российского экспорта. Цена черного золота в нынешнем году поднималась до 84 долл. за баррель в октябре, а затем к концу года вновь опустилась ниже 60 долл.
Тем не менее действие временного бюджетного правила ограничивало влияние роста нефтяных цен на экономическую динамику, а правительство, независимо от благоприятной внешней конъюнктуры, использовало консервативный подход при расходовании средств бюджета в уходящем году.
«Неблагоприятно на экономический рост повлияла сравнительно невысокая инвестиционная активность, обусловленная не только ограничительным действием бюджетного правила и ослаблением рубля, но и повышением рисков в результате введения США новых санкций в отношении России, — отмечает эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов. — В этих условиях рост ВВП по итогам 2018 г. по нашим оценкам составит 1,8% — после роста на 1,5% в 2017 г. и двух лет рецессии до этого».
Рост экономики в текущем году сопровождался опережающим повышением реальных зарплат на 7,3% против 2,9% в 2017 г.
Сказывается доведение зарплат отдельных категорий бюджетников до целевых уровней, предусмотренных указами Президента РФ, а также общее повышение экономической активности при низком уровне безработицы. При этом спрос населения, как и инвестиционная активность предприятий, напротив, ухудшились — в значительной степени за счет того, что курс рубля перешел от укрепления к ослаблению.
Так, прирост конечного потребления населения, по предварительным оценкам, замедлился с 3,4% в 2017 г. до 2,6% в 2018 г., инвестиции в основной капитал — с 4,4 до 2%. Правда, в 2017 г. рост потребительского спроса был сконцентрирован в покупках за рубежом. В 2018 г. он распределяется более равномерно: рост розничного товарооборота и платных услуг населению, отражающих потребительский спрос внутри страны, заметно ускорился.
Уходящий год заканчиваем с приличным плюсом
Минэкономразвития также прогнозирует экономический прирост по итогам 2018 г. на уровне 1,8%. Экономическое ведомство отмечает, что в октябре прирост ВВП ускорился до 2,5% год к году с 1,1% в сентябре.
Увеличение темпов роста ВВП по сравнению с предыдущим месяцем было обусловлено в первую очередь разворотом годовой динамики производства в сельском хозяйстве, которое показало существенное падение в предыдущие два месяца.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в середине осени вырос на 11,9% год к году после спада на 6% в сентябре. Уборочная кампания была практически завершена по зерновым и зернобобовым культурам (по состоянию на 1 ноября обработано 93,9% площадей), картофелю (98,2), овощам (92,8%).
Вклад в улучшение динамики ВВП также внесло ускорение роста промышленного производства, объема строительных работ и оборота оптовой торговли.
Вместе с тем аналитики МЭР отмечают, что продолжилось замедление роста розничного товарооборота. Грузооборот транспорта в октябре показал слабоотрицательную годовую динамику (–0,1%), впервые с ноября 2017 г., на фоне ухудшения показателей трубопроводного транспорта. Это было связано с замедлением роста производства естественного природного газа из-за более теплой, чем в прошлом октябре, погоды на большей части России.
Ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН надеются по итогам 2018 г. увидеть экономический рост на 1,9%. «Потребительская инфляция хотя и ускорилась во второй половине года, но все еще находится на уровнях ниже таргета в 4%; профицит бюджета по итогам года превысит 3 трлн руб., — отмечают авторы прогноза ИНП. — Казалось бы, что все признаки стабильной экономической ситуации налицо. Однако ни в правительстве, ни в экспертном сообществе, ни, что особенно важно, в обществе эйфории от этих цифр нет».
Наступающий год ставит вопросы
В следующем году Центральный банк России ожидает темпов прироста ВВП в интервале 1,2—1,7%. Снижение экономической динамики произойдет под влиянием сразу нескольких факторов.
«Сохраняется неопределенность относительно того, как отреагируют цены на повышение НДС; как отразится на инфляции ослабление рубля, которое произошло в этом году; насколько все это скажется на инфляционных ожиданиях, — подчеркнула глава ЦБ Эльвира Набиуллина. — То есть неопределенность динамики цен связана как с оценкой прямого эффекта проинфляционных факторов, так и с масштабом вторичных эффектов, которые зависят от инфляционных ожиданий. Так, в базовом сценарии мы исходим из того, что вклад повышения НДС в инфляцию составит около 1 п.п. Но при этом интервал возможных оценок этого вклада весьма широк — от 0,6 до 1,5 п.п.».
Кроме того, Центробанк, учитывая ситуацию на мировом рынке энергоносителей, немного скорректировал вниз траекторию цены на нефть в своем базовом прогнозе. «Мы теперь закладываем более быстрое снижение цен на нефть в 2019 г., предполагая, что средняя за год цена на нефть составит 55 долл. за баррель (вместо 63 долл.). Далее — в 2020—2021 гг. — она останется в среднем на этом уровне», — подчеркнула г-жа Набиуллина.
Сокращение темпов экономического роста в наступающем году прогнозирует и Минэкономразвития. Следующий год, по мнению главы МЭР Максима Орешкина, можно охарактеризовать как «адаптационный» к принятым решениям макроэкономической политики. По итогам 2019 г. темп прироста ВВП прогнозируется на уровне 1,3%.
Временное снижение темпов экономического роста будет связано со смещением ближе к середине года активной фазы реализации национальных проектов при росте налоговой нагрузки (НДС — до 20%) уже с 1 января 2019 г.
На экономическую динамику также повлияет умеренно жесткая денежно-кредитная политика Банка России, направленная на контроль инфляционных ожиданий.
Но в целом ускорение инфляции и замедление экономического роста будут носить, по оценке МЭР, временный характер. Предложенный правительством пакет структурных изменений должен обеспечить выход экономической динамики на более высокую траекторию, необходимую для решения накопившихся проблем социально-экономической сферы.
С учетом перечисленных мер Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического прироста до 2% в 2020 г. и выше уровня в 3% начиная с 2021 г. При этом структура ВВП по использованию существенно сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет не менее целевого уровня 25% в 2024 г.
Приблизительно такие же перспективы прироста российской экономики на ближайшие три года видят аналитики Всемирного Банка — в интервале от 1,5 до 1,8%. Благоприятным фактором для экономического роста может стать повышение цен на нефть выше прогнозируемого уровня. Неблагоприятные факторы связаны с возможным расширением санкций и сохранением усиления геополитической напряженности.