Отстранить работника от работы можно только по основаниям, указанным в ст. 76 ТК РФ (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.07.2018 по делу № 33-12125/2018).
Работница трудилась в должности главного бухгалтера. В связи с отказом от выполнения распоряжений руководителя компании она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за неисполнение должностных обязанностей, и по мотиву нарушения трудовой дисциплины она была отстранена от работы.
Работница обратилась в суд с требованием признания незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Суд заявленные требования удовлетворил. Он указал, что исчерпывающий перечень оснований для отстранения работника от работы содержится в ст. 76 ТК РФ. В частности, возможно отстранение работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего обязательный медосмотр или психиатрическое освидетельствование; при выявлении медицинских противопоказаний к работе; при приостановлении действия на срок до двух месяцев права работника (лицензии, водительских прав и т.д.), если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. В рассматриваемом случае работница была отстранена от работы в связи с совершением ею дисциплинарного проступка. Такое основание для отстранения от работы в ст. 76 ТК РФ не поименовано. То есть работница была незаконно лишена возможности трудиться и получать заработную плату.
В результате суд признал приказ об отстранении от работы незаконным и обязал работодателя оплатить работнице период вынужденного прогула исходя из размера ее среднего дневного заработка, а также компенсировать моральный вред.
О том, что у работодателя отсутствует право отстранять работника от работы по причинам, не указанным в ст. 76 ТК РФ, говорится и в Апелляционном определении Воронежского областного суда от 07.08.2018 по делу № 33-5040/2018.