Верховный суд РФ опубликовал разъяснения о договорах — постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора». Помимо прочего, в нем указывается, что к акциям и долям в уставном капитале ООО применяются правила о качестве. Презюмируется неабонентский характер договора. Потребителями по публичному договору могут быть компании. А тот, кто предоставил заведомо недостоверное заверение, не сможет избежать ответственности, сославшись на то, что полагавшаяся на заверение сторона договора была неосмотрительна.
Пленум ВС РФ утвердил постановление от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 49). Он разъяснил вопросы, связанные с рамочным, публичным, предварительным, абонентским договорами, заверениями об обстоятельствах, толкованием и заключением договора (существенные условия, переговоры, акцепт оферты).
Публичный договор
ВС РФ признал, что потребителями для целей публичного договора могут быть как физические лица, так и организации и индивидуальные предприниматели. К публичным договорам не относятся кредитный договор и договор добровольного имущественного страхования. Изначально по проекту постановления Пленума ВС РФ № 49 в этот перечень был включен еще и договор долевого участия в строительстве. Но из окончательной редакции его убрали. Разработчики посчитали, что этот вопрос нужно изучить более детально. Поэтому пока не ясно, вправе ли застройщики считать договор долевого участия в строительстве непубличным и отказывать потребителям в его заключении.
В публичном договоре цена может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей устанавливаются законом и иным правовым актом. Также их могут определить компании в своих документах, например в правилах программы лояльности. Но это не должно противоречить закону.
Абонентский договор
В постановлении Пленума ВС РФ № 49 введена презумпция неабонентского характера договора. То есть если не ясно, является ли договор абонентским, будет считаться, что он неабонентский и правила ст. 429.4 ГК РФ к нему не применяются. В абонентском договоре можно установить верхний предел объема исполнения, который вправе затребовать абонент. В качестве примеров названы абонентские договоры оказания услуг связи, юридических услуг, оздоровительных услуг, технического обслуживания оборудования.
Предварительный договор
Для признания предварительного договора заключенным достаточно указать предмет основного договора или условия, позволяющие его определить. Отсутствие иных существенных условий основного договора само по себе не свидетельствует о незаключенности предварительного договора. Например, если в предварительном договоре указано здание, которое будет передано в аренду, но не указан размер арендной платы, то такой предварительный договор считается заключенным. Недостающие условия можно дополнительно согласовать при заключении основного договора либо путем передачи разногласий в суд.
Основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен — в течение года с момента заключения предварительного договора. Если в пределах такого срока стороны совершали действия, направленные на заключение основного договора, но так и не заключили его, то иск о понуждении к заключению основного договора можно подать в течение шести месяцев. Ведение переговоров и урегулирование разногласий в целях заключения основного договора не могут являться основаниями для изменения момента начала течения этого шестимесячного срока.
Рамочный договор
Если в договоре нет ссылки на рамочный договор, это само по себе не свидетельствует о неприменении условий рамочного договора.
Рамочным договором могут быть установлены организационные, маркетинговые и финансовые условия взаимоотношений, условия договора, заключение которого опосредовано рамочным договором и предполагает дальнейшую конкретизацию (уточнение, дополнение) таких условий посредством заключения отдельных договоров, подачи заявок и т.п., определяющих недостающие условия. Например, в рамочном договоре можно определить общие условия продвижения закупаемой продукции на рынке, премирования за ее распространение, меры ответственности за нарушение обязательств, связанных с поставкой продукции, порядок урегулирования разногласий. А отдельным договором могут устанавливаться условия о количестве и качестве товара, дате поставки.
Заверения об обстоятельствах
Пленум ВС РФ указал, что последствия дачи недостоверных заверений зависят от того, насколько они связаны с предметом договора. Первый случай — когда обстоятельства непосредственно относятся к предмету договора. Если продавец предоставил заверения о таких обстоятельствах, то последствия недостоверности заверения определяются правилами ГК РФ и иных законов об отдельных видах договоров, а также ст. 431.2 ГК РФ (о заверениях об обстоятельствах), иными общими положениями о договоре и обязательствах. Так, если продавец заверил покупателя, что товар обладает эксклюзивными характеристиками качества, и это не соответствует действительности, то продавцу будет грозить ответственность за некачественный товар (ст. 469—477 ГК РФ), а также согласованные меры ответственности, например неустойка, установленная сторонами на случай недостоверности заверения.
Впервые Пленум ВС РФ указал, что такой же подход применяется к акциям или долям участия в ООО, когда продавец предоставляет информацию в отношении характеристик общества и его активов. А значит, в случае нарушения заверения покупатель акций или доли в уставном капитале ООО сможет потребовать снижения цены, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение.
Второй случай — когда обстоятельства непосредственно не связаны с предметом договора, но имеют значение для его заключения, исполнения или прекращения. В случае недостоверности такого заверения применяется ст. 431.2 ГК РФ, а также положения об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ). Например, сторона договора может предоставить в качестве заверения информацию о своем финансовом состоянии или финансовом состоянии третьего лица, о наличии лицензий, о структуре корпоративного контроля, об отсутствии у сделки признаков, позволяющих отнести ее к крупным, об отсутствии конфликта интересов у руководителя и т.п.
Выдавать заверения могут заинтересованные третьи лица. Пока не доказано иное, наличие у предоставившего заверение третьего лица правомерного интереса в заключении, изменении или прекращении сторонами договора предполагается. В случае недостоверности такого заверения, независимо от того, связано ли оно непосредственно с предметом договора, третье лицо отвечает перед стороной договора, которой предоставлено заверение, в соответствии со ст. 431.2 ГК РФ (о заверениях) и положениями об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25 ГК РФ).
Лицо, предоставившее заведомо недостоверное заверение, не может в обоснование освобождения от ответственности ссылаться на то, что полагавшаяся на заверение сторона договора являлась неосмотрительной и сама не выявила его недостоверность. Но это правило касается только умышленного предоставления недостоверного заверения. Если заверение предоставило лицо при осуществлении предпринимательской деятельности или в связи с корпоративным договором или договором об отчуждении акций (долей в уставном капитале), то последствия недостоверности заверения применяются к предоставившему заверение лицу независимо от того, было ли ему известно о недостоверности таких заверений, то есть независимо от вины. Иное можно предусмотреть в соглашении сторон.
Толкование договора
Суд должен исходить из презумпции заключенности и действительности договора, а также разумности и добросовестности сторон. Если условие договора допускает несколько разных вариантов толкования, один из которых приводит к недействительности договора или к признанию его незаключенным, а другой не приводит к таким последствиям, по общему правилу, приоритет отдается тому варианту толкования, при котором договор сохраняет силу.
При неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом суд должен применить принцип contra proferentem. То есть он должен истолковать условие в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной является лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний. Например, банк по договору кредита, лизингодатель по договору лизинга, страховщик по договору страхования и т.п.
Переговоры
Если стороны заключают реальный договор, то есть тот, который считается заключенным с момента передачи имущества, то стороны все равно должны действовать добросовестно при ведении переговоров о заключении такого договора. К переговорам о заключении реального договора применяется ст. 434.1 ГК РФ. В частности, если в результате переговоров реальный договор не был заключен, сторона, которая недобросовестно вела или прервала их, обязана возместить другой стороне убытки.
Оферта и акцепт
Право акцептовать оферту нельзя передать другому лицу, если иное не установлено законом или условиями оферты. Например, права по опциону на заключение договора можно уступить другому лицу, если иное не предусмотрено соглашением и не вытекает из существа обязательства, которое возникнет в случае акцепта опциона.
Акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях. Ответ о согласии заключить договор на предложенных в оферте условиях, содержащий уточнение реквизитов сторон, исправление опечаток и т.п., следует рассматривать как акцепт.
Договор считается заключенным, в том числе когда своевременно направленный акцепт получен с опозданием, за исключением случаев, когда оферент немедленно после получения акцепта не заявит об обратном. Акцепт считается направленным своевременно, когда из сообщения, содержащего опоздавший акцепт, видно, что оно было отправлено при таких обстоятельствах, что, если бы его пересылка была нормальной, оно было бы получено в пределах срока для акцепта. Если акцепт был направлен в пределах срока для акцепта, но с учетом выбранного способа доставки очевидно не мог быть получен оферентом до истечения этого срока, оферент вправе немедленно сообщить другой стороне о принятии ее акцепта. В отсутствие такого подтверждения договор не является заключенным. Оферент не лишен права немедленно подтвердить заключение договора и тогда, когда акцепт был направлен после истечения срока, установленного для акцепта.
Заключение договора в судебном порядке
В суд можно передать разногласия, возникшие в ходе заключения договора. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора.
При наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы. Но при этом он должен указать мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора.