Как подтвердить ввоз товаров по ставке НДС 10%

| статьи | печать

Для применения ставки НДС 10% декларанту достаточно сослаться на ст. 164 НК РФ, постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» (далее — Постановление № 908) и представить документы, подтверждающие, что ввозимый товар подлежит обложению по ставке 10%, то есть включен в перечень товаров, утвержденный данным постановлением. О каких подтверждающих документах идет речь, разъяснил суд.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение Верховного суда РФ от 12.12.2018 № 302-ЭС18-15664 по делу № А78-13303/2017

Истец

ООО «Импортер»

Ответчик

Читинская таможня

Правовые основания для применения льготы

Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются ставки НДС, указанные в п. 2 и 3 данной статьи. А подпунктом 2 п. 2 ст. 164 НК РФ определен перечень товаров, в том числе товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%. Коды видов таких товаров в соответствии с Классификатором видов продукции и ТН ВЭД определяет Правительство РФ. Такой перечень утвержден Постановлением № 908.

Из данного перечня, в частности, следует, что по ставке 10% НДС облагается импорт детской обуви (за исключением спортивной) с длиной стельки до 24 см.

Суть дела

Общество 13.07.2017 подало в электронной форме декларации на товары (ДТ) на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни. В них было задекларировано несколько наименований товаров, ввезенных из Китая (г. Маньчжурия), в том числе относящихся к детским товарам.

Товары были ввезены по контракту, заключенному между обществом и иностранным партнером, и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При декларировании общество применило ставку НДС 10% в отношении ввозимых товаров для детей.

На следующий день товар был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой. А затем Читинская таможня отменила решение Забайкальского таможенного поста о применении ставки НДС 10% при декларировании детских товаров и приняла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ по данным товарам, дополнительно начислив НДС. Аргумент: декларант не подтвердил сопроводительными документами сведения, представленные в ДТ, о ввозе льготируемого товара. В ДТ в отношении льготируемых товаров было указано, для кого предназначена детская обувь (мальчики/девочки), приведены ее наименование, вид, состав, длина стельки, размерный ряд, количество пар и соответствующий код ТН ВЭД. Но в сопроводительных документах не было информации, позволяющей идентифицировать эту обувь как имеющую стельку длиной до 24 см. В этих документах также не было информации об ассортименте товара (артикулы) и о количестве товара с длиной стельки до 24 см.

Общество обжаловало решение таможни в суде.

Доводы декларанта

Неполное соответствие по наименованию товара, указанного в таможенных декларациях и в сопроводительных документах, не может служить основанием для отказа в применении ставки НДС 10%.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 183 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) подача таможенной декларации должна сопровождаться в том числе представлением документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов.

На основании этой нормы для подтверждения сведений, заявленных в спорных ДТ, общество представило: внешнеторговый контракт, спецификацию, сертификаты соответствия, инвойс, международную товарно-транспортную накладную и упаковочный лист.

Кроме того, были поданы иные документы и информация, в том числе фотографии товара, размерная сетка обуви, а также письмо от иностранного партнера, в котором указаны размерный ряд, количество товара, сведения о товарном знаке и артикулах ввозимых товаров.

Доводы таможни

По фотографиям нельзя соотнести изображенный товар с поставленной партией, поскольку в ходе таможенного декларирования общество не осматривало товар. Также нельзя сделать однозначный вывод, что изображена именно обувь с размером стельки до 24 см. Помимо детской обуви есть изображения мужской обуви, а количество снимков не соответствует количеству ввезенного товара в соответствии с его ассортиментом. Так, на фото ботинок для мальчиков есть указание на артикул, поименованный в ДТ, но на упаковке сделана надпись «мужская обувь».

Что касается размерной сетки, она ничем не регламентирована и в сопроводительных документах отсутствует информация о ее происхождении.

Таким образом, информация, заявленная в обеих ДТ о длине стельки до 24 см, не подтверждается документально.

По поводу запроса общества в адрес иностранного партнера и его ответного письма, датированных 07.07.2017, таможня усомнилась, что запрос мог быть доставлен в течение одного дня курьером (водителем) из г. Иркутска в г. Маньчжурия и что иностранный партнер ответил на него в течение того же дня. Расстояние между городами — около 1618 км, для его преодоления нужно продолжительное время, нужно пересечь таможенную границу, на что также требуется время.

Кроме того, согласно копии журнала учета входящей корреспонденции общества ответ на запрос получен только 21.11.2017. Учитывая, что ДТ зарегистрированы в июле, на момент декларирования названное письмо у общества отсутствовало.

Единая позиция четырех судов

В рассматриваемом деле все суды — от суда первой инстанции до ВС РФ — согласились с тем, что в отношении ввезенного товара таможня обоснованно поменяла ставку НДС с 10 на 18%. Как подчеркнули суды, для применения ставки 10% по НДС декларанту достаточно было сослаться на ст. 164 НК РФ, Постановление № 908 и представить документы, подтверждающие, что ввозимый товар подлежит обложению по ставке 10%, то есть включен в перечень товаров, утвержденный данным постановлением.

По мнению судов, один из ключевых признаков товара «обувь для детей (за исключением спортивной)», в отношении которого применяется ставка НДС 10%, — это длина стельки до 24 см. Подтверждающие этот факт документы представляются в таможенный орган одновременно с ДТ.

В данном случае в описании товара в ДТ такая информация присутствует, но сопроводительные документы ее не подтверждают. Следовательно, информацию о длине стельки из ДТ нельзя признать достоверной.

Отвергая доказательство в виде фотографии товара, суды согласились с выводами таможни. Более того, суды посчитали, что по снимкам в принципе невозможно установить, относится ли изображенная на них обувь к детской, так как нельзя определить длину стельки.

Суды критически оценили и письмо от иностранного партнера с деталями поставки. Оно не было представлено при декларировании товара и появилось только в ходе судебного разбирательства. А сведения из этого письма не соотносятся с данными из спецификации. Так, в спецификации нет информации о торговой марке, артикуле и количестве и размере обуви того или иного артикула, в то время как в письме есть ссылка на артикул, количество товара данного артикула, но также нет сведений о размере обуви, относящейся к конкретному артикулу.

И еще один вывод: по мнению судов, факт наличия сертификатов соответствия не свидетельствует о том, что ввозится товар, облагаемый по ставке НДС 10%. Об этом свидетельствуют только характеристики товара. Но они не были представлены таможне.

***

Статья 183 ТК ТС, определявшая порядок представления документов при таможенном декларировании товаров, не содержала подробной детализации документов, подтверждающих право на льготы при импорте товаров. Таможня во многом оперировала оценочными суждениями. Нет такой детализации и в аналогичной норме действующего с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС (ст. 108). А значит, споры о подтверждении льготы по НДС будут продолжаться.