Легализация преступным путем криптовалюты — тоже преступление

| статьи | печать

ВС РФ разъяснил некоторые положения, связанные с привлечением к ответственности за легализацию (отмывание) денег преступным путем. Теперь это касается не только денег и имущества, но и криптовалюты.

Пленум ВС РФ утвердил постановление от 26.02.2019 № 1 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32 „О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем”».

ВС РФ указал, что при отмывании денег может использоваться криптовалюта. Поэтому предметом такого преступления, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ), могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенные в результате совершения преступления.

Крупный или особо крупный размер деяния, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ, определяется исходя из фактической стоимости имущества, составляющего предмет данных преступлений, на момент начала осуществления с ним финансовых операций или сделок, а в случае совершения нескольких финансовых операций или сделок — на момент начала осуществления первой из них. При отсутствии сведений о фактической стоимости имущества она может быть установлена на основании заключения специалиста или эксперта. Если предметом преступления являются деньги в иностранной валюте, то крупный или особо крупный размер деяния определяется по официальному курсу валюты, установленному Банком России на момент начала осуществления с указанной валютой финансовых операций или сделок.

Также Пленум ВС РФ уточнил, что понимается под целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления). В частности, это сокрытие преступного происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него. Такую цель суд может установить на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.