Дополнительная денежная компенсация за досрочное увольнение при сокращении численности или штата не заменяет собой выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства, предусмотренные ст. 178 ТК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2018 по делу № 33-52628/2018).
Вкомпании проводилось сокращение штатов. Работница 31 июля 2017 г. была письменно уведомлена о том, что ее должность подлежит исключению из штатного расписания с 1 октября 2017 г. По согласованию с работницей она была досрочно уволена с 1 августа 2017 г. в связи с сокращением штата на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ. При этом ей было выплачено выходное пособие в размере среднего заработка и дополнительная компенсация за досрочное увольнение в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная ст. 180 ТК РФ. В рассматриваемой ситуации размер дополнительной компенсации составил средний заработок работницы за два месяца.
Работница 8 августа 2017 г. зарегистрировалась в качестве безработной в Департаменте труда и социальной защиты населения. Устроиться на новую работу она смогла только 22 декабря 2017 г. Решением департамента от 2 ноября 2017 г. за работницей был сохранен средний заработок в течение третьего месяца трудоустройства со дня увольнения. Она обратилась к бывшему работодателю за выплатой среднего заработка за второй и третий месяцы трудоустройства, но получила отказ. Тогда работница подала иск в суд о взыскании с компании среднего заработка за второй и третий месяцы трудоустройства и процентов за задержку выплаты этих средств.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили. Они указали, что в силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата за увольняемым работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А возможность сохранения за работником среднего заработка в течение третьего месяца после увольнения связана с наличием двух обстоятельств: соблюдения работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения и факта его нетрудоустройства в течение трех месяцев. Эти условия работницей были соблюдены. Компания не представила доказательств, что она выплачивала работнице средний заработок за второй и третий месяцы трудоустройства.
Суды отклонили ссылку компании на то, что работнице при увольнении были фактически выплачены денежные средства на период трудоустройства в виде дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Они указали, что эта компенсация за досрочное увольнение и ее выплата не лишает работницу права на сохранение за ней среднего месячного заработка на период трудоустройства в порядке, предусмотренном ст. 178 ТК РФ.
Вывод о том, что дополнительная компенсация за досрочное увольнение по сокращению не заменяет собой выплаты среднего заработка на период трудоустройства, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, содержится и в Апелляционном определении Московского городского суда от 24.10.2018 по делу № 33-40894/2018.