Минфин предложил включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс. Насколько это критично для компаний?

| статьи | печать

Этой весной Минфин России опубликовал два громких законопроекта. В одном из них предлагается включить ряд неналоговых платежей в Налоговый кодекс. В частности, плату за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам грузовиками с разрешенной массой свыше 12 тонн («Платон»), утилизационный, экологический и гостиничный сборы. В другом проекте уточняются нормы об НДС, страховых взносах, возврате госпошлин, подаче деклараций.

Минфин России опубликовал для обсуждения два законопроекта с поправками Налогового кодекса. В одном из них предлагается включить в Налоговый кодекс регулирование неналоговых платежей. Это проект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)» (далее — проект о неналоговых платежах). Он был опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов под ID 02/04/10-18/00084496.

Другой — законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы) (далее — проект о реализации налоговой политики). Он размещен на Федеральном портале проектов нормативных актов под ID 02/04/09-18/00084113. В нем уточняется законодательство в части налога на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, имущественных налогов, налогообложения подакцизных товаров и специальных налоговых режимов.

Неналоговые платежи

В проекте о неналоговых платежах Минфин предлагает внести в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей:

  • плату за негативное воздействие на окружающую среду,

  • экологический сбор,

  • утилизационный сбор,

  • гостиничный сбор,

  • обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования,

  • плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам грузовиками с разрешенной массой свыше 12 тонн («Платон»).

В Минфине заверяют, что размер и суть этих платежей не изменится. Однако последствием включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс станет то, что за нарушение соответствующих положений кодекса компаниям будет грозить уголовная ответственность и закрытие банковских счетов.

Например, сейчас ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в части уплаты обязательных платежей закреплена в КоАП РФ. Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ. Если эти платежи включат в Налоговый кодекс, то их неуплата будет считаться неуплатой налогов, а за это предусмотрена уголовная ответственность.

Предлагаемый в проекте экологический сбор представляет собой действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

Утилизационный сбор вводится взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии со ст. 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Гостиничный сбор будет применяться вместо курортного сбора, который сейчас взимают четыре субъекта РФ. Такой подход обусловлен тем, что необходимо создать дополнительные доходные источники местных бюджетов за счет обложения налогом гостиниц и иных средств размещения, которые расположены не только в курортных, но и в других местностях. Гостиничный сбор будут платить организации и физические лица, оказывающие гостиничные услуги, услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания физических лиц в гостиницах и иных средствах размещения.

Введение сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования предусматривает замену действующей сейчас в качестве неналогового платежа платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Ставка сбора составит 3,73 руб. на 1 км пути и будет индексироваться на коэффициент-дефлятор. Сейчас действует льготный тариф — 1,91 руб.

Налоговой базой обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования предлагается установить доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с главой 21 НК РФ. Ставку налога установят в размере 1,2%.

Также предлагается включить в Налоговый кодекс в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений из государственных реестров.

Взаимосогласительные процедуры

В проекте о реализации налоговой политики предлагается установить обязательные требования к проведению взаимосогласительных процедур в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения. Такие процедуры проводятся, когда компания полагает, что оплатила больше налогов, чем должна была по международному договору об избежании двойного налогообложения. В частности, предусмотрено ограничение по времени предоставления заявления — в течение трех лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями международных соглашений. При подаче заявления налоговые органы проведут выездную проверку. При этом будет проверяться период, не превышающий десяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Госпошлины

Еще одна поправка в проекте о реализации налоговой политики касается возврата уплаченной государственной пошлины. К заявлению о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины нужно прикладывать оригиналы платежных документов в случае, если она уплачена в наличной форме, а в случае, если она уплачена в безналичной форме, — копии платежных документов. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, не требуется.

НДС при правопреемстве

В законопроекте предусмотрено восстановление правопреемником сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, полученным при реорганизации организации, ранее принятых к вычету реорганизованной организацией, в случае их дальнейшего использования правопреемником для осуществления операций, не облагаемых НДС в связи с переходом на специальные налоговые режимы. Это сделано в целях исключения возможности использования схем ухода от обложения НДС при реорганизации организаций и применения правопреемником специальных налоговых режимов.

Страховые взносы

В проекте о реализации налоговой политики уточняются нормы Налогового кодекса, касающиеся порядка представления расчета по страховым взносам обособленными подразделениями организации и сообщения в налоговый орган о наделении полномочиями таких обособленных подразделений. Так, представлять расчет по страховым взносам по месту своего нахождения могут только те обособленные подразделения организации, которым организация открыла счета в банках и которых наделила полномочиями начислять и производить выплаты в пользу работников. Организация должна уведомить о таких обособленных подразделениях налоговый орган по месту нахождения организации.

Еще предлагается исключить из обязанности адвокатов в случае приостановления их статуса представление в налоговый орган, помимо заявления, подтверждающих документов для освобождения их от уплаты страховых взносов. Это связано с тем, что сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката сообщают в налоговые органы адвокатские палаты субъектов РФ (не позднее 10-го числа каждого месяца). Необходимость в дублировании этой же информации самим адвокатом отсутствует.

Единый сельскохозяйственный налог и торговый сбор

Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются производством подакцизных товаров, не разрешат переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, за исключением подакцизных товаров, произведенных из сельскохозяйственного сырья — винограда собственного производства.

Уточняется порядок уплаты торгового сбора при торговле через объекты стационарной торговой сети и по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада. Предлагается установить порядок уведомления плательщиком торгового сбора налогового органа при прекращении использования объекта осуществления торговли, а также об изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы торгового сбора.

Поправки для физлиц

Физлица смогут подавать и получать от налоговых органов документы через МФЦ, включая налоговые декларации. Сумма земельного налога, исчисленного физическим лицам, будет повышаться ежегодно не более чем на 10%.

Тем, кто имеет троих и более несовершеннолетних детей, будет положен налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, а также дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и в размере 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома. Аналогичную поправку уже одобрила Госдума во втором чтении, она содержится еще и в законопроекте № 607168-7.

Принять к сведению

Госдума приняла во втором чтении 02.04.2019 поправки в Налоговый кодекс в части совершенствования администрирования отдельных налогов. Это законопроект № 607168-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“».

В проекте закрепляется право компании на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика. Речь идет о компаниях, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости на территории субъекта РФ, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость.

Налогоплательщикам транспортного налога и земельного налога не придется подавать налоговые декларации. Отменена обязанность налогоплательщиков по итогам каждого отчетного периода представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам.