СПИК 2.0. Как изменятся предмет, порядок заключения и льготы по специальным инвестиционным контрактам?

| статьи | печать

На рассмотрение Госдумы внесен пакет правительственных законопроектов с поправками регулирования специальных инвестиционных контрактов. По условиям таких контрактов компании вкладывают собственные или заемные деньги в производство промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, а государство обязано предоставить определенные льготы для ведения такого бизнеса. Пакет законопроектов уже прозвали СПИК 2.0. Его цель — привлечь долгосрочные негосударственные инвестиции в высокотехнологичные проекты. Изменения коснулись порядка заключения специальных инвестиционных контрактов, сроков, предмета, а также льгот для инвесторов. Некоторые из них ухудшают условия работы по специальным инвестиционным контрактам, другие, наоборот, улучшают.

Механизм специальных инвестиционных контрактов (далее — СПИК) был введен Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». В 2017 г. Президент РФ дал поручение подготовить поправки в законодательство для регулирования специальных инвестиционных контрактов (поручение по итогам Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 01—03.06.2017, № Пр-1132 от 14.06.2017). Правительство РФ подготовило эти изменения. Затем поправки долго обсуждали. А 16.04.2019 их наконец-то внесли на рассмотрение Госдумы. Уже в мае Госдума планирует рассмотреть в первом чтении весь пакет законопроектов (далее — СПИК 2.0):

  • № 689101-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»;

  • № 689130-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части совершенствования налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов)»;

  • № 689133-7 «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части предоставления субсидий юридическим лицам в рамках специального инвестиционного контракта).

Предмет

В целом смысл специальных инвестиционных контрактов не поменяется: компания будет вкладывать деньги в производство, а другая сторона должна будет обеспечить стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. В то же время появятся важные нюансы.

Сейчас специальные инвестиционные контракты можно заключать только в отношении производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ. В законопроекте № 689101-7 предлагается распространить предмет этих контрактов на разработку технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий. Перечень таких технологий будет утверждать Правительство РФ. Предполагается, что это будут уникальные технологии, которые конкурентоспособны на мировом рынке. То есть специальный инвестиционный контракт можно будет заключить в отношении не любой промышленной продукции.

В рамках контракта должна разрабатываться технология, причем из правительственного перечня.

В настоящее время специальные инвестиционные контракты заключаются с РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. По законопроекту № 689101-7 другой стороной контракта будет выступать РФ совместно с субъектом РФ и муниципальным образованием. То есть в обязательном порядке будет участвовать несколько уровней власти.

Сроки и объем инвестиций

В законопроекте № 689101-7 предлагается предусмотреть, что специальный инвестиционный контракт заключается на срок не более 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым составляет до 50 млрд руб. включительно (без учета НДС), или не более 20 лет для проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС). Сейчас специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет с учетом срока выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с финансовой моделью инвестиционного проекта, увеличенного на пять лет.

Также в законопроекте исключено ограничение срока предоставления налоговых льгот — до 2025 г. Специальные инвестиционные контракты можно будет заключать в редакции СПИК 2.0 до 31.12.2030.

Порядок заключения

Еще одно предлагаемое нововведение — заключать специальные инвестиционные контракты по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Без такого отбора заключение контрактов будет возможно только по решению Президента РФ или если была подана одна заявка. Сейчас пока предусмотрен заявительный порядок для заключения специального инвестиционного контракта. Инвестор представляет в уполномоченный орган заявление о заключении специального инвестиционного контракта по определенной форме, а также пакет необходимых документов.

В законопроекте № 689101-7 указано, что открытый конкурсный отбор на право заключения специального инвестиционного контракта будут проводить по инициативе РФ, РФ совместно с субъектом РФ и муниципальным образованием либо инвестора. Закрытый конкурсный отбор проведут, если это инициатива РФ и нужно реализовать проекты по разработке или внедрению технологий военного, специального или двойного назначения в целях освоения на их основе производства промышленной продукции, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В проекте предусмотрено, какие критерии должны быть указаны для участия в отборе. Например, при проведении конкурсного отбора на право заключения специального инвестиционного контракта по инициативе РФ в конкурсной документации будут указывать вид промышленной продукции, производство которой должно быть освоено в ходе реализации, а также могут определяться результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат РФ и которые подлежат внедрению в ходе реализации проекта. Участники конкурсного отбора обязаны до подачи заявок согласовать с субъектом РФ и муниципальным образованием место производства промышленной продукции и представить сведения о согласовании места производства промышленной продукции в составе заявки на участие в конкурсном отборе.

Победителями конкурсного отбора на право заключения специального инвестиционного контракта могут быть признаны один или несколько участников конкурсного отбора, чьи заявки были признаны комиссией лучшими в результате оценки заявок по определенной методике на основании следующих критериев:

  • срок внедрения современной технологии, который определяется как период с момента заключения специального инвестиционного контракта до момента производства первой партии продукции на основе современной технологии;

  • объем продукции, произведенной в течение срока действия контракта;

  • технологический уровень локализации производства промышленной продукции с применением технологии, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень современных технологий.

Реестр

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов будут вносить в реестр специальных инвестиционных контрактов. А те специальные инвестиционные контракты, которые уже действуют на момент вступления в силу предлагаемых поправок, сохранят свое действие и автоматически попадут в реестр специальных инвестиционных контрактов.

Льготы

Участники специальных инвестиционных контрактов получат возможность вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен контракт, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль организаций. В проекте указано, что участники специальных инвестиционных контрактов смогут применять налоговые ставки:

  • ко всей налоговой базе в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль,

  • к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Таким образом, если компания не может выполнить критерий о 90% выручки, то она сможет воспользоваться условием о раздельном учете доходов (расходов) и претендовать на льготу по налогу на прибыль в соответствующей части.

Участники специальных инвестиционных контрактов получат льготы по налогу на прибыль на весь срок реализации проекта. Это позволит гарантировать спрос на продукцию при госзакупках товаров, работ и услуг, а также при закупках отдельными видами юридических лиц.

Сейчас «дедушкина оговорка», защищающая от ухудшающих положение инвесторов налоговых условий, не распространяется на НДС и акцизы. То есть при изменении размера и порядка уплаты НДС и акцизов новые правила придется применять и инвесторам по специальным инвестиционным контрактам. В проекте № 689130-7 предлагается дополнить этот перечень еще и социальными взносами.

Предоставление мер стимулирования будет прекращено, если объем расходов бюджетов всех уровней в отношении проекта превысит 50% объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом. Методика расчета совокупного объема расходов бюджетов всех уровней, осуществленных в целях поддержки инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, утверждается Минфином России.