Имеют ли право налоговики истребовать у плательщика на УСН дополнительные документы, если по результатам камеральной проверки декларации не обнаружено никаких ошибок? Суды считают, что не имеют. К такому выводу пришли арбитры в постановлении АС Уральского округа от 08.12.2018 № Ф09-7976/18 по делу № А71-130/2018.
Суть дела
Индивидуальный предприниматель подал в налоговую инспекцию декларацию по УСН. По результатам ее камеральной проверки налоговики пришли к выводу о занижении предпринимателем налоговой базы.
Проверяющих смутило расхождение между суммой выручки, поступившей в течение года на расчетный счет предпринимателя (63 млн руб.), и доходами, отраженными в налоговой декларации по УСН (5 млн руб.), и они решили с этим разобраться. Запросили у предпринимателя книгу учета доходов и расходов, книгу кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие ведение раздельного учета по специальным налоговым режимам (предприниматель применял также ЕНВД). Кроме того, они запросили документы у контрагентов предпринимателя и провели осмотр помещений.
В результате из расходов предпринимателя, уменьшающих налоговую базу, были исключены затраты по содержанию и уборке передаваемых в аренду и субаренду помещений и прилегающих к ним территорий, а также на ремонт арендованных помещений. Налоговики не увидели связи этих расходов с деятельностью на УСН.
Как результат — вынесение решения о привлечении к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначисление налога и пеней. Предприниматель обратился в суд.
Позиция арбитров
Суд первой инстанции поддержал налоговиков, но в апелляции это решение было отменено. Как установил апелляционный суд, инспекция не доказала, что:
— сумма денежных средств, находящихся на расчетном счете предпринимателя, поступила от деятельности по УСН и является его доходом;
— в налоговой декларации по УСН обнаружены ошибки и противоречия в сведениях.
А при этих обстоятельствах такое основание для выставления требования, как расхождение между суммой выручки, поступившей на расчетный счет, и доходами, отраженными в декларации, может быть предметом исследования только в рамках выездной налоговой проверки. АС Уральского округа коллег из апелляции поддержал. Итак, что же нарушили налоговики?
Истребование документов
При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе был истребовать у заявителя книгу учета доходов и расходов, книгу кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие ведение раздельного учета по специальным налоговым режимам. Запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 НК РФ, в силу которого при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.
Кроме того, глава 26.2 НК РФ также не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по УСН книгу учета доходов и расходов, книгу кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие ведение раздельного учета по специальным налоговым режимам.
Суд указал, что действия инспекции по истребованию данных документов не соответствуют положениям НК РФ, регулирующим порядок проведения камеральной проверки по настоящему предмету.
Проверка контрагентов
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Суд указал, что толкование положений ст. 88 и 93.1 НК РФ в совокупности и взаимосвязи предполагает наличие у налогового органа права в рамках камеральной проверки проводить какие-либо дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе предусмотренные ст. 93.1 НК РФ, только при наличии к этому оснований, перечисленных в ст. 88 НК РФ.
В данном случае законодательно установленная обязанность по представлению дополнительных документов с декларацией по УСН у предпринимателя отсутствовала, наличие в декларации ошибок (неточностей, противоречий) инспекцией не доказано, поэтому суд пришел к выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для истребования дополнительных сведений и документов как у предпринимателя, так и у его контрагентов.
Вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.
Осмотр помещений
Что касается спорных расходов по содержанию и уборке передаваемых в аренду и субаренду помещений и прилегающих к ним территорий, а также на ремонт арендованных помещений, то суд пришел к выводу об их подтверждении и обоснованности.
Налоговики, отказывая во включении спорных затрат в расходы, исходили из того, что эти расходы предпринимателя не связаны с деятельностью по УСН, поскольку это подтверждается протоколами осмотра территорий, приложенными к ним фотоматериалами, а также ответом контрагента налогоплательщика.
Однако суд указал, что правовых оснований для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в виде направления запроса субарендатору, а также совершения осмотров арендованных территорий и помещений после принятия оспариваемого решения у инспекции не имелось, поэтому письмо субарендатора на запрос инспекции и протоколы осмотра не отвечают критерию допустимости доказательств, так как добыты с нарушением порядка.
К сведению
В статье 88 НК РФ установлено право истребования документов налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки в случаях:
— подтверждения налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
— когда НК РФ предусмотрено представление документов одновременно с представлением налоговой декларации (п. 7 ст. 88 НК РФ);
— подтверждения правомерности налоговых вычетов по НДС при камеральной проверке декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
— исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
— выявления противоречий либо несоответствий в сведениях об операциях, отражаемых в налоговой декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
— представления уточненной налоговой декларации по истечении двух лет со дня, установленного для ее представления, если в ней уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма убытка (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).