Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Право на это дает подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Рассмотрим, какие нюансы нужно учитывать при оказании вышеназванных услуг в рамках ЕНВД.
Для целей ЕНВД под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКВЭД, и платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами. К данным услугам не относятся услуги по заправке транспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию и услуги по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках и штрафных стоянках (ст. 346.27 НК РФ).
Важна категория машин
В письме от 21.03.2013 № 03-11-11/112 специалисты финансового ведомства разъяснили, что следует считать автомототранспортными средствами. Они указали, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).
Порядок регистрации транспортного средства (автомобильного транспорта) определен постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление). Согласно п. 2 Постановления все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.
Допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, финансисты пришли к выводу, что на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту только транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В частности, ЕНВД можно применять при оказании услуг по ремонту:
— грузовых автомобилей (письма Минфина России от 14.02.2019 № 03-11-11/9228, от 30.06.2011 № 03-11-11/106);
— прицепов и полуприцепов (письма Минфина России от 06.07.2012 № 03-11-06/3/46, от 04.07.2012 № 03-11-09/52 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.07.2012 № ЕД-4-3/11943@));
— мотоциклов и мопедов (письмо Минфина России от 17.08.2011 № 03-11-11/211).
Если же транспортное средство подлежит регистрации в органах Гостехнадзора (например, автопогрузчики, электропогрузчики, штабелеры), к услугам по его ремонту ЕНВД не применяется (письмо Минфина России от 21.03.2013 № 03-11-11/112).
Определяем состав услуг
Как уже было сказано, под услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКВЭД (ст. 346.27 НК РФ). Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств имеет код по ОКВЭД 45.20. Эта группировка включает в себя:
— ремонт транспортных средств, включая: механический ремонт, ремонт электрических систем, ремонт системы впрыскивания, текущее техническое обслуживание транспортных средств, ремонт кузова, ремонт ходовой части, мойку и полировку, покраску и рисование, ремонт лобового стекла и окон, ремонт автомобильных кресел;
— шиномонтаж и все виды связанных с ним работ;
— антикоррозийную обработку;
— установку дополнительного оборудования (сигнализации, радиоаппаратуры, дополнительных фар и т.п.), запасных частей и принадлежностей, не относящихся непосредственно к производственному процессу;
— предпродажную подготовку;
— техническую помощь на дорогах;
— транспортирование неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки.
Таким образом, в отношении вышеперечисленных услуг можно применять ЕНВД. По мнению специалистов финансового ведомства, данный спецрежим можно использовать:
— при установке дополнительного оборудования на автотранспортные средства, в том числе установке радиостанций, тахографов и гидравлического оборудования (письмо Минфина России от 23.06.2015 № 03-11-03/3/36164);
— при ремонте отдельных агрегатов автомобилей (без наличия самого автомобиля), в частности, при ремонте двигателя, коробки перемены передач и других узлов и агрегатов автомобилей (письмо Минфина России от 17.12.2012 № 03-11-11/379);
— при ремонте электрооборудования, в том числе стартеров и генераторов, снятых с автомобиля (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-11/43063).
Отдаем ремонт подрядчику
Для выполнения отдельных видов ремонтных работ компания может привлекать подрядчиков. Возможно ли в этом случае применение ЕНВД?
Физическим показателем базовой доходности при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств является «количество работников, включая индивидуального предпринимателя» (ст. 346.29 НК РФ). В письме от 30.05.2014 № ГД-4-3/10384@ ФНС России разъяснила, что при определении величины физического показателя базовой доходности не учитывается численность наемных работников хозяйствующих субъектов, заключивших с плательщиками ЕНВД договоры гражданско-правового характера на выполнение (оказание) для них работ (услуг). Поэтому плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно выполняют работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по конкретному месту осуществления деятельности и имеют определенное количество работников, которые фактически оказывают клиентам данные услуги.
Из сказанного налоговиками следует, что на ЕНВД могут переводиться только те ремонтные работы, которые компания выполняет сама, а работы, которые выполняет подрядчик, должны облагаться в рамках иной системы налогообложения.
Верховный суд РФ согласен с таким подходом. В Определении от 16.06.2015 № 304-КГ15-5999 высшие арбитры рассмотрели ситуацию, когда компания, оказывающая услуги по ремонту автомобилей в рамках ЕНВД, для выполнения кузовных работ привлекала подрядчика. Судья Верховного суда поддержал вывод нижестоящих судов о неправомерном применении ЕНВД в отношении услуг по кузовному ремонту автотранспортных средств силами подрядчика.
Замена запчастей
При замене деталей и технических жидкостей (моторного масла, тормозной жидкости, антифриза и т.д.) в заказе-наряде отдельно выделяется собственно стоимость проведенных работ по замене и отдельно показывается стоимость замененных деталей и жидкостей (далее — запчасти). При этом стоимость запчастей приводится с наценкой. Возникает вопрос: нужно ли рассматривать продажу заказчику ремонтных работ запчастей как розничную торговлю?
Согласно подп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 (далее — Правила), договор на ремонт автотранспортных средств заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ). При этом он должен содержать в том числе перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором (п. 16 Правил).
Исходя из этих положений, Минфин России в письме от 23.10.2017 № 03-11-06/3/69112 разъяснил, что если в договоре (заказе-наряде, квитанции или ином документе) на оказание услуг по ремонту стоимость запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту (независимо от того, выделяется ли стоимость запчастей отдельной строкой или нет), такие запчасти не являются товаром, а их реализация не рассматривается как розничная торговля. Если же при оказании услуг по ремонту заключается отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти и моторные масла и при этом оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты ремонтных услуг, продажа запчастей будет расцениваться как торговая деятельность.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 28.08.2013 № 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 № 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 № 03-11-06/3/11238, ФНС России от 25.06.2009 № ШС-22-3/507@.
Отметим, что ранее финансисты придерживались иного мнения. Они считали, что если в заказе-наряде стоимость запчастей выделена отдельно и указана с наценкой, их реализация является розничной торговлей. И компания должна производить уплату ЕНВД по двум видам деятельности: по оказанию услуг по ремонту автомобилей и по розничной торговле запасными частями (письма от 14.12.2012 № 03-11-06/3/87, от 24.03.2010 № 03-11-11/74, от 09.03.2010 № 03-11-11/43, от 29.12.2009 № 03-11-06/3/305, от 04.12.2009 № 03-11-06/3/284, от 25.11.2009 № 03-11-06/3/276, от 30.10.2009 № 03-11-09/363, от 05.08.2009 № 03-11-09/272, от 02.07.2009 № 03-11-06/3/181, от 03.02.2009 № 03-11-09/31).
Но такая позиция не находила поддержку в судах (постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 14630/09, ФАС Поволжского округа от 23.09.2010 № А72-18362/2009, от 14.04.2009 № А65-12716/2008). Арбитры указывали, что выделение отдельной строкой заказа-наряда на оказание услуг стоимости запасных частей и оборудования не является доказательством розничной продажи этих материалов.