ФНС России в письме от 24.04.2019 № СД-4-3/7937@ назвала последствия несоблюдения порядка применения НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме с 1 января 2019 г.
Мы уже неоднократно говорили о том, что с этого года иностранные компании, оказывающие на территории РФ услуги в электронной форме, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС вне зависимости от того, кто является покупателем таких услуг — физические лица или организации (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Соответственно, обязанности налогового агента по НДС у российской организации — покупателя более не возникают (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2018, № 42). Причем они не возникают независимо от того, встала на налоговый учет в России иностранная компания или нет. Ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе лежит на иностранной компании, которая в этом случае подлежит привлечению к ответственности по ст. 116 НК РФ (штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб.).
В комментируемом письме налоговики еще раз отметили, что если иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, оказывает услуги, не относящиеся к услугам в электронной форме, выполняет работы или реализует товары, местом реализации которых является РФ (далее — иная реализация), обязанности налогового агента по НДС у российской компании — покупателя тоже не возникают. Однако если иностранная организация, осуществляющая иную реализацию, не состоит на учете в российских налоговых органах, у российской организации — покупателя появляются обязанности налогового агента в соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15.03.2019 № 03-07-08/17231 (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2019, № 13).
На практике возможна ситуация, когда российская организация — покупатель при приобретении у иностранной компании услуг в электронной форме или иных услуг (работ, товаров), местом реализации которых признается территория РФ, все же исполнила обязанности налогового агента по НДС. Возникает вопрос: должна ли российская организация в этом случае производить перерасчет своих налоговых обязательств по НДС?
Налоговики указали следующее. Если российская организация при приобретении у иностранной компании услуг в электронной форме самостоятельно исчислила, уплатила НДС в бюджет и приняла уплаченную сумму налога к вычету (включила в стоимость (в расходы)), то у налоговых органов отсутствуют основания требовать перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного НДС и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)). Аналогичные последствия будут, если российская компания выполнила обязанности налогового агента по НДС при покупке у иностранной организации, состоящей на учете в российских налоговых органах на основании п. 4.6 ст. 83 НК РФ, услуг, не относящихся к услугам в электронной форме, или работ (товаров), местом реализации которых является территория РФ.
В отношении иностранной компании специалисты ФНС России отметили, что налоговые органы в вышеописанных ситуациях не вправе требовать от нее уплаты в бюджет НДС и отражения таких операций в налоговой декларации по НДС. И если кроме операций, по которым покупатель самостоятельно уплатил НДС в бюджет, иные операции, подлежащие отражению в налоговой декларации по НДС, иностранной компанией не осуществлялись, вышеуказанная налоговая декларация представляется с нулевыми значениями.
Отметим, что у Минфина России иное мнение. В письме от 24.10.2018 № 03-07-08/76139 специалисты финансового ведомства разъяснили следующее. Если российская организация — покупатель услуг в электронной форме у иностранной компании добровольно уплатила НДС в качестве налогового агента, она не может принять этот налог к вычету, поскольку это не предусмотрено положениями главы 21 НК РФ (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», 2018, № 44).