Опубликованы поправки, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, изменен порядок планирования, проведения закупок, а также заключения, изменения и расторжения госконтрактов, в том числе контрактов на строительные работы. Заказчикам разрешили планировать закупки только в плане-графике, то есть планы закупок уйдут в прошлое. Еще увеличился денежный порог, при котором возможна закупка у единственного поставщика, изменились сроки для обжалования действий заказчиков, а также размер суммы, от которой зависит срок для размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона.
Президент РФ подписал ряд законов, которые меняют регулирование государственных и муниципальных закупок (далее — закупки):
-
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 71-ФЗ). В нем предусмотрены поправки о планировании, проведении закупок и заключении контрактов.
-
Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 70-ФЗ). Это закон о закупках для организаций культуры.
-
Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее — Закон № 69-ФЗ). В этом законе предусмотрены положения о закупках в сферах отдыха и оздоровления детей.
Планирование закупок
Законом № 71-ФЗ отменена обязанность заказчиков иметь план закупок. С 01.10.2019 будет действовать только один документ — план-график. Согласно прежней редакции заказчики должны иметь оба документа, но на практике информация в плане закупок и плане-графике закупок дублируется. Правительство РФ установит единые для всех заказчиков требования к форме этого документа и правила его ведения, утверждения и размещения. Также изменится перечень информации, включаемой в планы-графики. В нем будут содержаться:
-
идентификационные коды закупок;
-
наименование объекта закупок;
-
объем финансового обеспечения;
-
сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
-
информация об обязательном общественном обсуждении закупок;
-
иная информация, определенная Правительством РФ.
Еще одно новшество: сокращен срок внесения изменений в план-график. Теперь это будет один день до размещения извещения в единой информационной системе или до заключения контракта при закупке у единственного поставщика.
Таким образом, не придется ждать 10 дней, как сейчас. Это правило о сроке проведения закупок при изменении плана-графика вступит в силу с 01.07.2019.
Контракты
В контракте больше не обязательно указывать фиксированный размер штрафа, можно включить процент от цены контракта, который определен в постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом <…>». Минфин России будет разрабатывать типовые контракты, если это не сделали профильные ведомства. Также устранена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта или отдельного этапа контракта. Эти поправки действуют с 12.05.2019.
Предусмотрен запрет на выплату аванса при заключении контракта с участником закупки, который предложил цену контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта. Данное правило вступит в силу 01.07.2019.
При расторжении контракта с победителем по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта заказчик вправе заключить его со вторым номером без проведения новых конкурентных закупок. Это положение будет действовать с 01.07.2019.
Еще часть поправок связана с контрактами на выполнение строительных работ (они тоже вступят в силу с 01.07.2019). В частности, разрешено изменение объема и видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Но изменение цены контракта возможно не более чем на 10%. Еще допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, если контракт на строительные работы не исполнен в срок по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика. Если участник закупки внес обеспечение исполнения такого контракта денежными средствами, то по соглашению сторон определяется новый срок возврата этого обеспечения.
Проведение закупок
В Законе № 71-ФЗ предусмотрена возможность закупать по цене за единицу товары, работы, услуги, если нельзя определить объем продукции. Это правило начнет действовать с 01.07.2019. Но при этом действует исключение: до 01.10.2019 осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не допускается.
Изменится размер суммы, от которой зависит срок для размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона. Теперь заказчики будут размещать в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
Еще предусмотрено несколько поправок, связанных с закупкой строительных работ. В частности, предусмотрено обязательное размещение утвержденной проектной документации. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке строительных работ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке проектной документации будут проводить через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие.
Срок рассмотрения первых частей заявок в электронном аукционе составит три рабочих дня (раньше было семь дней).
Если к участникам закупки установлены дополнительные требования (ч. 2 и 2.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 44-ФЗ), то подать заявки смогут только участники, включенные оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников. Проверкой их квалификации займется оператор электронной площадки. Участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, должен будет направить оператору электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством РФ. В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения документов, оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, примет решение о размещении документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, или об отказе. Уведомление о размещении или об отказе он должен направить участнику закупки в течение одного часа с момента принятия решения. Если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление будет содержать обоснование принятого решения. Порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов (или их копий) и их рассмотрении, установит Правительство РФ.
Все эти правила начнут действовать с 01.07.2019.
Закупка у единственного поставщика
С 31.07.2019 при закупке у единственного поставщика не потребуется извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика и отчет. Также не нужно будет привлекать внешних экспертов при приемке товара, работ, услуг.
С 01.07.2019 закупка товара, работы или услуги у единственного поставщика будет возможна на сумму, не превышающую 300 000 руб. (раньше было 100 000 руб.). А при закупке лекарственных средств, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии — до 1 млн руб. (раньше было 200 000 руб.).
Будет разрешено вносить изменения в существенные условия контрактов, заключенных с единственным поставщиком. Речь идет о п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о коммунальных услугах, аренде, лечении за границей и т.д. В остальных случаях изменение существенных условий контракта с единственным поставщиком не допускается.
Сроки
Сокращен срок рассмотрения документов при внесении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков. С 12.05.2019 антимонопольный орган должен рассматривать документы и вносить недобросовестных участников закупки в реестр в течение пяти рабочих дней вместо 10 рабочих дней.
Обжаловать действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа и других лиц нужно не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок. Раньше этот срок составлял 10 рабочих дней. Кроме того, нельзя требовать документы при рассмотрении жалобы, если они размещены в единой информационной системе. Эта поправка тоже вступила в силу с 12.05.2019.
Еще перенесен срок начала работы Государственной информационной системы «Независимый регистратор», которая создана в целях мониторинга и фиксации действий (бездействия) участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе. Раньше подразумевалось, что она начнет работать в октябре 2019 г. Теперь указано, что только с 2020 г.
Закупки в сферах оздоровления детей и культуры
Законом № 69-ФЗ внесены поправки в ст. 56 и 56.1 Закона № 44-ФЗ, регламентирующие правила закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей. В нем указано, что такие закупки нельзя приобретать в форме электронного аукциона. Заказчикам придется проводить закупки этих услуг в форме конкурса с ограниченным участием. Исключение — если заказчик проводит электронный запрос котировок или заключается контракт с единственным исполнителем. Поправки вступили в силу 01.05.2019.
В другом законе — Законе № 70-ФЗ — поправки внесены в части закупок для организаций культуры и некоторых других заказчиков. Им предоставлено право заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 600 000 руб. При этом годовой объем закупок не должен превышать 5 млн руб. или не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и одновременно не должен составлять более чем 30 млн руб. Также организации культуры смогут проводить закупки за счет денег, полученных в дар и по завещанию. Эти изменения начнут действовать с 31.07.2019.