В Апелляционном определении от 26.03.2019 по делу № 33-13196/2019 Московский городской суд пришел к выводу, что уменьшение объема должностных обязанностей не означает, что трудовая функция работника изменилась.
Работница трудилась в должности исполнительного директора. В результате произошедших в компании структурных изменений из подчинения исполнительному директору были выведены все службы. В связи с уменьшением объема и сложности работы исполнительного директора ее должностной оклад был уменьшен в 10 раз. О предстоящем изменении условий трудового договора по причине изменения организационной структуры управления исполнительный директор была уведомлена за два месяца. Поскольку она отказалась работать в новых условиях, работница была уволена. Посчитав увольнение незаконным, работница обратилась в суд.
Суд встал на сторону компании. Статьей 74 ТК РФ предусмотрено, что, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
В рассматриваемой ситуации изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием организационных изменений в структуре управления, а именно перераспределения нагрузок и уменьшения обязанностей работницы без изменения трудовой функции, то есть без перевода на другую должность. Согласно сравнительной таблице должностных окладов директоров структурных подразделений до и после изменения организационной структуры принцип равной оплаты за труд равной ценности компанией был соблюден.
Проанализировав должностные обязанности, предусмотренные измененной должностной инструкцией исполнительного директора, суд установил, что ее положения не изменили трудовую функцию работницы, предусмотренную трудовым договором. Новые или дополнительные должностные обязанности ей не были вменены.
Работодателем соблюдены положения трудового законодательства, поскольку об изменении определенных сторонами условий трудового договора работница уведомлена в установленный законом срок. От продолжения работы в новых условиях и от предложенных вакантных должностей она отказалась. В результате суд пришел к выводу, что трудовые права работницы не нарушены, и отказал в удовлетворении иска.
О том, что уменьшение должностных обязанностей не влечет изменения трудовой функции, сказано и в апелляционных определениях суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 28.08.2018 по делу № 33-5488/2018, Верховного суда Республики Карелия от 09.02.2018 № 33-275/2018.
Отметим, что ранее Московский городской суд придерживался иной позиции. В апелляционном определении от 06.12.2018 по делу № 33-52120/2018 он указал, что сокращение должностных обязанностей работника меняет его трудовую функцию. Такой же вывод содержится и в Определении Московского городского суда от 19.10.2018 № 4г-12956/2018.