Указание в перечне недвижимого имущества, по которому налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, неверного адреса объекта недвижимости не свидетельствует о невозможности идентифицировать этот объект.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение Верховного суда РФ от 17.04.2019 № 309-ЭС19-5409 |
Истец |
Общество с ограниченной ответственностью «Агава-Фарм» |
|
Ответчик |
УФНС России по Республике Башкортостан |
Основания для расчета налога
Прежде чем перейти собственно к рассмотрению конфликта между налогоплательщиком и налоговым органом, напомним основные принципы расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении:
-
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
-
нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае если в соответствии с законодательством РФ определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Суть дела
Общество являлось собственником помещения в здании, находящемся по адресу: ул. Ленина, д. 76. И здание, и помещение были включены в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого в 2017 г. налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, с указанием кадастровых номеров (условно, номер здания — 355, помещения — 686). Руководствуясь этим документом, общество исполнило свои обязательства по уплате налога на имущество по принадлежащему ему помещению.
В аналогичном перечне, утвержденном на 2016 г., кадастровый номер помещения указан не был, а в отношении здания с кадастровым номером 355 был указан адрес: ул. Ленина, д. 78. Поскольку, по мнению общества, в перечень был включен несуществующий объект, имеющий кадастровый номер одного здания и адрес другого здания, и объект недвижимости по указанному адресу у общества на праве собственности отсутствует, общество посчитало возможным не уплачивать налог на имущество по принадлежащему ему помещению за 2016 г. исходя из кадастровой стоимости.
Налоговая инспекция направила в адрес общества уведомления о необходимости предоставления налоговых расчетов и налоговой декларации по налогу на имущество за 2016 г. Общество пожаловалось на налоговиков, которые якобы пытались вменить ему несуществующие обязательства, в Управление ФНС. Управление жалобу не удовлетворило, и общество обратилось в суд.
Сопротивлялись как могли
Основной довод общества состоял в том, что в перечне 2016 г. под зданием с кадастровым номером 355 и адресом ул. Ленина, д. 78, невозможно было идентифицировать здание, в котором расположено помещение общества (то есть здание по адресу: ул. Ленина, д. 76). К дому № 78 общество отношения не имеет. Фактически этот дом представляет собой нежилое административное здание, поэтому обоснованность включения его в перечень 2016 г. у общества сомнений не вызвала.
Общество выразило недоумение по поводу того, что налоговый орган считает ошибочным адрес, а не кадастровый номер объекта. Здание по ул. Ленина с номером 78 также является существующим объектом, нежилым отдельно стоящим зданием и также может быть отнесено к объектам налогообложения по п. 2 ст. 375 НК РФ и ст. 378.2 НК РФ.
Но в любом случае, исходя из содержащейся информации в перечне 2016 г., на общество не могла быть возложена обязанность по подаче налоговой декларации по налогу на имущество, расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 76.
Кроме того, обязанность обеспечивать наличие актуализированного перечня объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости, возлагается на органы власти в порядке межведомственного взаимодействия. На налогоплательщика не могут возлагаться негативные последствия ошибок, допущенных государственными органами при формировании списков и реестров.
Номер главнее
Суды трех инстанций не нашли нарушений в действиях налоговиков.
Они установили следующее.
Налогоплательщик не отрицает наличие у него объекта налогообложения, за который он регулярно уплачивает налог, однако умышленно по формальным основаниям уклоняется от его уплаты за 2016 г., указывая на несуществующий объект.
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. При этом кадастровый номер является основной характеристикой объекта (подп. 2 п. 4 ст. 8 Закона № 128-ФЗ), а его адрес — дополнительной (подп. 21 п. 5 ст. 8 Закона № 128-ФЗ).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости объект недвижимого имущества (помещение) с кадастровым номером 686 находится в здании с кадастровым номером 355.
В перечне 2016 г. допущена техническая ошибка в указании адреса объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 355 (вместо адреса ул. Ленина, д. 76, ошибочно указан адрес ул. Ленина, д. 78).
В соответствии с письмом Минфина России от 13.03.2017 № 03-05-04-01/13780, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.
Исходя из этого, суды пришли к выводу, что ошибочное указание адреса объекта недвижимости не свидетельствует о невозможности идентифицировать объект недвижимости, носит технический характер.
Понятие и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, по своей сути, изначально направлено именно на то, чтобы определить соответствующие объекты налогообложения. Несуществующие объекты недвижимости, не являясь объектами налогообложения, не должны входить в утверждаемый перечень. В перечень может быть включено только такое недвижимое имущество, которое реально существует и состоит на кадастровом учете. Верховный суд отказал обществу в пересмотре дела.