Госдума рассмотрела в первом чтении правительственный законопроект, в котором предлагается разрешить контрольным органам признавать недействительными декларации о соответствии и сертификаты соответствия (проект № 658661-7). Например, если компания, принявшая декларацию о соответствии, перестала работать или если вступило в силу решение суда о принудительном отзыве продукции. Контрольным органам не придется обращаться в суд для признания этих документов недействительными. Кроме того, орган по сертификации, который выдает сертификаты на серийную продукцию, должен будет периодически проводить инспекционный контроль. Если такой контроль не проведут, то сертификат соответствия на серийную продукцию перестанет действовать.
Госдума приняла 14.05.2019 в первом чтении законопроект № 658661-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О техническом регулировании“ (по вопросу установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия)». Такой проект Правительство РФ представило на рассмотрение Госдумы 05.03.2019 (далее — проект). В нем предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании). Цель — установить механизм признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Разработчики полагают, что отсутствие такого механизма затрудняет своевременное изъятие из обращения опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции.
Недействительность декларации и сертификата соответствия
В проекте предлагается включить в Закон о техническом регулировании понятия «недействительность декларации о соответствии» и «недействительность сертификата соответствия». Под недействительностью этих документов понимаются основания для прекращения органом государственного контроля (надзора) действия декларации о соответствии или сертификата соответствия. Также указано, что действие этих документов прекращается с момента внесения сведений о признании их недействительными в единый реестр деклараций о соответствии или единый реестр сертификатов соответствия.
Таким образом, для признания недействительными декларации о соответствии или сертификата соответствия не нужно будет обращаться в суд. Контрольный орган сможет самостоятельно признавать эти документы недействительными. Если уполномоченный орган признает декларацию о соответствии или сертификат соответствия недействительным, то это повлечет обязанность прекратить реализацию продукции.
Предусмотрены следующие случаи, когда декларацию о соответствии могут признать недействительной:
-
при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя или ликвидации юридического лица, принявшего декларацию о соответствии;
-
при вступлении в законную силу решения суда о принудительном отзыве продукции;
-
при наличии предписания о реализации опасной продукции;
-
в иных случаях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или с угрозой причинения такого вреда. Эти случаи установит Правительство РФ.
Если поправки примут, то Правительство РФ будет обязано определить порядок признания недействительными декларации и сертификата, в том числе правила и сроки принятия решения о признании этих документов недействительными, правила информирования о принятом решении национального органа по аккредитации, лица, принявшего декларацию о соответствии, приобретателей и потребителей.
Также в проекте предусмотрены случаи, когда можно будет признать недействительными во внесудебном порядке сертификаты соответствия, в частности:
-
при вступлении в силу решения суда о принудительном отзыве продукции;
-
при выдаче предписания о приостановке реализации потенциально опасной продукции в случае, если аккредитация органа по сертификации была прекращена или была сокращена область аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации).
Применение правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия направлено на достижение целей технического регулирования и обеспечение экономической защиты потребительского рынка, в том числе от возможного ущерба населению, связанного с приобретением фальсифицированной продукции.
Приоритет у реестра
В проекте установлено, что в случае расхождения сведений между сведениями единого реестра деклараций о соответствии и декларацией, оформленной на бумажном носителе, приоритет имеют сведения, содержащиеся в реестре. При формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии должны быть обеспечены механизмы резервного копирования и восстановления содержащихся в нем сведений.
Такое же правило установлено для сертификатов о соответствии. Приоритет будут иметь сведения из единого реестра сертификатов, а не бумажный вариант.
Инспекционный контроль
Еще одно предложение — ввести в Закон о техническом регулировании понятие «инспекционный контроль». Так, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, будет обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции. Нужно обратить внимание, что инспекционный контроль распространят только на серийную продукцию. Порядок и периодичность такой оценки будут предусмотрены требованиями законодательства РФ о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля включат в единый реестр сертификатов соответствия.
Орган по сертификации будет проводить инспекционный контроль, если это предусмотрено в техническом регламенте, схеме обязательной сертификации, договоре о проведении инспекционного контроля.
Сертификат соответствия перестанет действовать, если инспекционный контроль не будет проведен в установленный срок или орган по сертификации информации не представит информацию о прохождении инспекционного контроля в соответствующий реестр сертификатов соответствия. Это произойдет по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, выдавшего сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). После того как сертификат соответствия перестанет действовать из-за непроведения инспекционного контроля, орган по аккредитации внесет информацию о прекращении действия сертификата в единый реестр сертификатов соответствия. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации будет обязан уведомить об этом заявителя, обратившегося за получением сертификата соответствия, за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.
В случае прекращения в связи с непроведением инспекционного контроля действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция сможет находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы без проведения новых процедур по оценке соответствия. Но для этого потребуется выполнение одного условия: такая продукция должна быть произведена до даты прекращения действия сертификата соответствия.
Также в проекте устанавливается возможность передать права и обязанности одного органа по сертификации в отношении сертификата на серийную продукцию другому органу по сертификации. Например, один орган по сертификации сможет передать обязанность проводить инспекционный контроль другому органу по сертификации.
Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию, будет пользоваться всеми правами и нести все обязанности и ответственность, которые предусмотрены для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
Комментарий эксперта
Андрей Лоцманов, первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
Комитет РСПП очень тесно взаимодействует с Росаккредитацией практически с момента ее создания. Мы очень внимательно следим за всеми изменениями в законодательстве. Неоднократно на проводимых мероприятиях разного уровня с участием представителей Комитета и Росаккредитации ставился вопрос о необходимости отмены сертификатов на продукцию, если в ходе проверки работы органа по оценке соответствия выясняется, что испытания продукции не проводились, протоколы испытаний — фиктивные, сертификаты выданы с различными нарушениями.
Однако создалась парадоксальная ситуация. Росаккредитация сегодня закрывает большое количество испытательных лабораторий и органов по оценке соответствия, не выполняющих требования, установленные законодательством. В то же время сертификаты и декларации, выданные этими органами, продолжают действовать до истечения установленного срока. Они продолжают оставаться в Реестре сертификатов, наравне с документами, выданными добросовестными органами.
Очень хорошо, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О техническом регулировании“», предусматривающий, в частности, механизмы признания недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия продукции, а также совершенствование организации проведения сертификации продукции.
Безусловно, данный законопроект разработан в интересах добросовестной российской промышленности, выпускающей безопасную, качественную продукцию. Он также служит интересам граждан России, так как значительно затрудняет вывод на рынок опасной, некачественной продукции.
РСПП поддерживает данный законопроект и надеется, что он в ближайшее время будет принят.