Несмотря на резкое замедление темпов прироста ВВП в I квартале (до 0,5%, по данным Росстата), промышленность сохранила приличную динамику (2,1%). Причем позитивный тренд выпуска, по оценке экспертов РАНХиГС, обеспечил обрабатывающий сектор. Склонность промышленных компаний к дальнейшему росту, по мнению аналитиков ИЭП им. Е. Гайдара, пока остается на среднем уровне.
В прошлом году динамика промышленного производства определялась ростом добывающего сектора, в основном за счет увеличения добычи природного газа и угля, а обрабатывающий сегмент был близок к стагнации. Правда, некоторые отрасли демонстрировали положительные темпы роста либо благодаря хорошей мировой конъюнктуре, либо за счет прямой государственной поддержки.
В январе — марте 2019 г. произошло существенное подорожание нефти марки Brent на мировом рынке (на 25%). Рост цен на нефть сопровождался укреплением отечественной валюты, что могло сказаться на отраслях, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке только при относительно слабом рубле.
С начала 2019 г. также вступили в силу некоторые изменения в таможенном и налоговом регулировании, способные повлиять на предложение и спрос в промышленности.
Во-первых, началась реализация мер по завершению налогового маневра в нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслях, сопровождающегося замораживанием оптовых цен на бензин до 1 июля. Это помимо сокращения объемов производства грозит снижением качества производимых нефтепродуктов отечественными НПЗ.
Во-вторых, были повышены акцизные ставки, в частности, на моторное топливо, что потенциально увеличивает затраты на перевозку и хранение товаров в экономике в целом.
В-третьих, была увеличена ставка НДС с 18 до 20%, что может отрицательно сказаться на конечном потребительском спросе (на продовольственные товары, автомобили, недвижимость, стройматериалы) за счет роста цен.
Обрабатывающий сектор задает тренд
На этом фоне Индекс промышленного производства в январе — марте текущего года демонстрирует стабильный прирост — 2,1% к аналогичному периоду 2018 г. Это, кстати, близко к прогнозу МЭР (2,3% по итогам текущего года). «Однако источники роста выпуска в начале 2018 г. и начале 2019 г. отличаются. В 2019 г. он обусловлен положительной динамикой только обрабатывающего сектора, в то время как добывающий сектор стагнирует, а объемы производства и распределение электроэнергии, газа и воды в первые три месяца 2019 г. медленно падают», — комментирует ситуацию эксперт лаборатории системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС Евгения Миллер.
Околонулевые темпы роста выпуска в добывающем секторе в I квартале 2019 г., по мнению ученых РАНХиГС, могут быть связаны с продлением соглашения ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, с аномально теплым началом года в Европе (что сказывается на добыче природного газа) и с сокращением экспортных поставок угля.
В то же время расчеты трендовой компоненты выпуска по обрабатывающим отраслям показывают, что их динамика в I квартале 2019 г. является положительной. Так, позитивная динамика в пищевой промышленности объясняется остаточными эффектами еще продолжающегося импортозамещения, в металлургии — ростом производства отраслей, которые потребляют выпускаемую продукцию (машиностроения, выпуска транспортных средств), и снятием санкций с «Русала», в химической индустрии — продолжающимся инвестированием в строительство новых производственных мощностей.
Среди негативных трендов I квартала 2019 г. — продолжение спада в целлюлозно-бумажном производстве и выпуске электрооборудования, электрической и оптической техники. Также медленное снижение отмечалось в обработке древесины и производстве изделий из дерева, хотя отрасль показывала рост весь 2018 г., и в течение года начали работать несколько крупных производственных объектов в лесопромышленном комплексе. В текущем году в деревообработке также планируется запуск нескольких новых проектов, поэтому к концу года можно ожидать некоторого роста.
«В целом анализ динамики трендовых составляющих отраслей промышленности показал, что рост в I квартале 2019 г. был обеспечен в первую очередь обрабатывающим сектором, — отмечает заведующий лабораторией системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС Андрей Каукин. — Однако данная ситуация — несмотря на ряд отраслевых факторов положительной динамики — не вполне согласуется с укреплением рубля, сокращением государственного субсидирования в ряде отраслей и изменениями в налоговой системе».
Склонность к росту невелика
Дальнейшее развитие отечественной промышленности во многом будет зависеть от склонности индустриальных предприятий к росту и обеспеченности производственными мощностями.
Склонность промышленности к росту аналитики Института экономической политики им. Егора Гайдара оценивают как среднюю долю прогнозов спроса, выпуска и занятости, которую рассчитывают на основе отраслевых опросов.
После выхода промышленного сектора из кризиса 2008—2009 гг. этот индикатор так и не вернулся на уровень, наблюдавшийся в период 2000—2008 гг. Тогда показатель склонности промышленности к росту находился в интервале 28—32%, рухнув в кризисном 2009 г. до 16%.
Лучшее значение индикатора склонности индустрии к росту после кризиса составило 26% в 2011 г. С началом стагнации 2012—2016 гг. склонность промышленности к росту снизилась сначала на 4 п.п., затем еще на 3 п. В результате лишь 18% предприятий в 2016 г. ожидали роста спроса, выпуска и занятости. В 2017 г. с попыткой выхода из стагнации склонность к росту достигла 21%, но в 2018 г. вновь снизилась до 19%. Это значение находится выше кризисных уровней, но остается ниже периода активного роста промышленности.
Еще один драйвер роста — производственные мощности — в отечественной промышленности находится на весьма приличном уровне. Более 90% производителей располагают необходимыми (а в ряде случаев — даже избыточными по сравнению с ожидаемым спросом) мощностями. От их дефицита страдает не более 10% промышленных предприятий.
В этих условиях промышленные компании считают вполне достаточным скромный объем инвестиций, которые вкладываются в собственное производство топ-менеджерами в последние годы. Так, в 2018 г. доля ответов «достаточно» выросла до 74% и достигла очередного рекорда за весь период мониторинга данного показателя.