ВС РФ актуализировал разъяснения о порядке взыскания задолженности из средств бюджета. Речь идет о постановлении Пленума ВС РФ от 28.05.2019 № 13. В нем указано, какие документы и в каком виде нужно предоставлять для обращения взыскания по исполнительным документам, в каких случаях взыскателю могут вернуть исполнительный документ обратно без исполнения, а в каких — нет, и т.д. Помимо этого ВС РФ включил в документ позиции, до сих пор не урегулированные в судебной практике. Например, он указал, что перечисление денег на счет представителя или по просьбе взыскателя на счет другого лица не допускается.
Пленум ВС РФ принял постановление от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 13). В нем содержатся разъяснения, касающиеся исполнения исполнительных документов о взыскании денег из бюджета. В частности, когда финансовый орган или казначейство может отказать взыскателю в исполнении таких документов, что делать, если изменилась фамилия или наименование взыскателя либо должника, и другие.
В связи с принятием Постановления Пленума ВС РФ № 13 утратят силу некоторые другие постановления или их отдельные пункты: например, постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации», постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение».
Перечисление денег на счет представителя
В пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ № 13 предусмотрен запрет на взыскание денег с бюджета путем перечисления на счет представителя взыскателя, даже если это допускается в доверенности. Например, встречались случаи, когда из бюджета взыскивали суммы по фальшивым доверенностям. В пример можно привести дело № А53-24762/2015. В этом деле суд взыскал с бюджета в пользу корпорации Майкрософт сумму в размере 653 000 руб. А сами деньги были перечислены на счета представителя корпорации, указанного в доверенности. Позже выяснилось, что доверенность была фальшивой, а деньги незаконно были перечислены на счета иного лица.
Чтобы исключить подобные ситуации, ВС РФ указал, что перечисление сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджета, на счет представителя взыскателя или по просьбе взыскателя на счет иного лица, не допускается независимо от наличия такого полномочия в доверенности.
Документы для взыскания долга
Суд направляет исполнительный документ на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, только по ходатайству взыскателя либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от ходатайства взыскателя, например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
По общему правилу, к исполнительному документу нужно приложить копию судебного акта, на основании которого он выдан.
Если дело рассматривалось в суде общей юрисдикции, то решение должно быть заверено судом. Если же дело рассматривал арбитражный суд, то достаточно распечатать судебный акт из Картотеки арбитражных дел (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 13).
Банковские реквизиты
ВС РФ разъяснил, в каком виде суд может передать в финансовый орган или казначейство банковские реквизиты взыскателя. Если исполнительный документ передает на исполнение суд, то, помимо заверенной копии судебного акта, он должен предоставить сведения о реквизитах банковского счета для перечисления денег по исполнительному документу. Такие сведения, в частности, могут содержаться либо в заявлении взыскателя, которое суд должен приложить к исполнительному документу, либо в сопроводительном письме суда. Также банковские реквизиты взыскателя могут быть указаны непосредственно в судебном акте или в исполнительном документе (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 13).
Возврат документов взыскателю
В Постановлении Пленума ВС РФ № 13 перечислен ряд случаев, когда документы, поступившие на исполнение, подлежат возврату взыскателю (п. 7). В частности:
если исполнительный документ направлен с необходимым приложением в финансовый орган, в котором не открыт лицевой счет должника;
если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
если взыскатель направил заявление об отзыве исполнительного документа.
Предусмотрены также случаи, когда документы вернут в суд. В частности, если суд представит заявление (либо судебный акт) об отзыве исполнительного документа или если должник, взыскатель либо суд представят новый судебный акт, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению. В этих случаях, помимо возврата в суд исполнительных документов, орган, исполняющий судебные акты, должен направить уведомление взыскателю с приложением всех поступивших от него документов.
Исполнительные документы подлежат возврату в суд и в том случае, когда их невозможно вернуть взыскателю. В частности, если невозможно перечислить деньги по представленным банковским реквизитам и уточненные реквизиты не поступили в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов.
Кроме того, основанием для возврата исполнительного документа является указание в нем сумм, подлежащих взысканию, только в иностранной валюте. Дело в том, что в п. 1 ст. 242.1 БК РФ закреплено обязательное условие об указании в исполнительном документе сумм, подлежащих взысканию, в валюте РФ. Поэтому суды должны указывать в резолютивной части судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на бюджетные деньги, суммы в рублях. Если это не сделано, то финансовый орган или казначейство вернут исполнительный документ обратно (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 13).
В то же время ВС РФ отметил ситуации, когда возврат исполнительных документов, наоборот, не допускается. Например, если в исполнительном документе отсутствует фиксированная сумма договорных (законных) процентов, неустойки, подлежащих начислению на сумму задолженности до момента фактического исполнения платежа по условиям заключенного договора, контракта либо по правилам ст. 395 ГК РФ, при указании конкретной суммы задолженности, на которую следует производить начисление процентов, неустойки, и порядка их начисления. Такая ситуация не является основанием для возврата исполнительного документа. В этом случае расчет процентов, начисляемых после вынесения судебного акта по день уплаты присужденных взыскателю денежных средств, осуществляется исходя из сведений, указанных в резолютивной части судебного акта, изложенной в исполнительном документе. Если не ясно, как посчитать проценты, финансовый орган или казначейство может обратиться в суд за разъяснением (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 13).
Изменение ФИО или наименования стороны исполнительного производства
Разъяснено, возможно ли исполнение исполнительных документов при смене фамилии, имени, отчества или наименования компании (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ № 13). Если такие изменения произошли у взыскателя, то необходимо их подтвердить документами о перемене фамилии, имени, отчества. Для юридических лиц понадобятся ИНН, ОГРН и документы об изменении наименования. ВС РФ отметил, что непредставление документов, подтверждающих смену фамилии, имени, отчества взыскателя — физического лица либо наименования взыскателя — юридического лица, влечет возврат исполнительного документа без исполнения.
Если же после вынесения судебного акта изменилось наименование должника, то это не повод для возврата исполнительного документа. В этом случае финансовый орган или казначейство имеют возможность идентифицировать должника по имеющимся в исполнительном документе данным (ИНН, ОГРН) либо по сведениям из ЕГРЮЛ.
Возможна еще ситуация, когда на момент предъявления к исполнению исполнительного документа, в котором взыскателем являлся индивидуальный предприниматель, гражданин утрачивает свой статус. В этом случае финансовый орган или казначейство обязаны исполнить исполнительный документ, его возврат является незаконным (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ № 13).
Взыскание с казенных учреждений
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ № 13).
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику — казенному учреждению. Кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику — казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств — главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта суд должен указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств — с главного распорядителя бюджетных средств.
Представитель от РФ в суде
Государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех органов или должностных лиц, которые оказались нарушителями, может утратить данный статус. Например, при передаче полномочий иному органу или в связи с ликвидацией. В этом случае суд должен привлечь орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
При отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, в суде будет выступать соответственно Минфин России, финансовый орган субъекта РФ или финансовый орган муниципального образования (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ № 13).