В ближайшем будущем с прилавков магазинов исчезнут контрафактные товары. Таковы планы законодателей, которые уже начали воплощаться в жизнь. На сегодняшний день введена обязательная маркировка ряда продукции (например, алкоголя, табака, обуви). Так как продажа маркированных товаров конечному потребителю осуществляется через розницу, потребовалось откорректировать некоторые положения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон о ККТ). Это сделал Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ. Практически все изменения вступили в силу 6 августа 2019 г.
Маркировка предусматривает идентификацию каждой единицы товара путем присвоения ему уникального кода. Это позволит отследить все этапы оборота товаров (от производства или ввоза в РФ до расчета за товар с применением ККТ) в информационной системе маркировки товаров (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р).
Чтобы данный процесс «заработал», законодатели внесли дополнения в Закон о ККТ.
Определимся с понятиями
Теперь в ст. 1.1 Закона о ККТ сказано, что под кодом идентификации понимается последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара. Данный код необходим для формирования кода маркировки, который представляет собой уникальную последовательность символов, состоящую из кода идентификации и кода проверки. Последний позволяет выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки.
На каждый товар, подлежащий обязательной маркировке, должно быть нанесено средство идентификации. Это код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрих-кода или с использованием иного средства автоматической идентификации либо записанный на радиочастотную метку.
Сбор и обработка информации об обороте маркированных товаров, а также хранение такой информации осуществляется в информационной системе мониторинга за оборотом указанных товаров. Формирование (генерацию) кода проверки обеспечивает оператор указанной системы (ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р таким оператором назначено ООО «Оператор-ЦРПТ».
Понятие «оператор информационных систем маркировки» введено и в Закон о ККТ. Это лицо, являющееся оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров и оператором федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов средств идентификации. Отметим, что система мониторинга движения лекарственных препаратов введена постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556. Для определенных препаратов она начнет применяться с 01.10.2019, а для всех лекарств — с 01.01.2020.
Продажа маркированных товаров
Статья 1.2 Закона о ККТ дополнена новым п. 6.1. В нем сказано, что организации и ИП, которые реализуют маркированные товары, в момент расчета за них обязаны формировать запрос о коде маркировки и уведомление о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием ККТ. При этом кассовый аппарат должен обеспечивать возможность формирования указанных данных и их передачу с использованием этой ККТ оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных.
Освобождены от передачи данных, к примеру, пользователи, расположенные в отдаленных от сетей связи местностях (п. 7 ст. 2 Закон о ККТ). Такие лица обязаны осуществлять проверку достоверности кодов маркировки товаров с использованием ККТ, содержащей фискальный накопитель, обеспечивающий самостоятельную проверку достоверности кодов маркировки, по их коду проверки в случае, если код маркировки содержит код проверки, который может быть самостоятельно проверен фискальным накопителем с использованием ключа проверки кода проверки.
В пункте 6.1 ст. 1.2 Закона о ККТ предусмотрено еще одно исключение. Без передачи данных могут какое-то время обойтись пользователи, указанные в новом п. 2.1 ст. 5 Закона о ККТ. В этой норме сказано, что организации и ИП, у которых возникает обязанность произвести замену фискального накопителя до истечения срока действия его ключей фискального признака, могут применять этот фискальный накопитель в ККТ до окончания срока действия его ключей фискального признака.
У организаций и ИП, реализующих маркированные товары, кассовая техника должна соответствовать дополнительным требованиям. Они содержатся в новом п. 1.1 ст. 4 Закона о ККТ. Такие ККТ должны:
-
содержать фискальный накопитель, предназначенный для использования в такой контрольно-кассовой технике. Требования, которым должен отвечать такой фискальный накопитель, введены в п. 1 ст. 4.1 Закона о ККТ;
-
обеспечивать возможность формирования запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара, передачу в фискальный накопитель данных для формирования указанных документов, получения указанных документов из фискального накопителя в зашифрованном виде, их передачу оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных, а также возможность повторной передачи непереданных уведомлений, по которым не была получена квитанция на уведомление;
-
принимать от оператора информационных систем маркировки через оператора фискальных данных ответы на запрос и квитанции на уведомление в зашифрованном виде, передавать указанные документы в фискальный накопитель и получать из фискального накопителя сведения из указанных документов;
-
информировать пользователя, в том числе при формировании отчета о закрытии смены, об отсутствии в течение более двух дней квитанции в отношении уведомления о реализации маркированного товара, переданного оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных;
-
обеспечивать возможность приема кода маркировки маркированного товара, сведения о котором должны быть указаны в кассовом чеке, и передачу этих сведений в фискальный накопитель;
-
обеспечивать формирование, передачу оператору фискальных данных и получение от оператора фискальных данных фискальных документов, указанных в п. 4 ст. 4.1 Закона о ККТ (кроме отчета о закрытии фискального накопителя), независимо от результатов формирования, передачи оператору систем маркировки через оператора фискальных данных и получения от него фискальных документов.
В числе фискальных документов пополнение
Фискальный накопитель, используемый в ККТ при продаже маркированных товаров, согласно новому п. 4.4 ст. 4.1 Закона о ККТ должен хранить в некорректируемом виде реквизиты следующих фискальных документов:
-
запроса о коде маркировки;
-
уведомления о реализации маркированного товара;
-
ответа на запрос;
-
квитанции на уведомление.
При этом вышеперечисленные документы должны содержать следующие реквизиты (п. 4.2 ст. 4.1 Закона о ККТ):
-
код формы документа;
-
порядковый номер документа;
-
дату и время формирования документа;
-
фискальный признак.
Для фискальных документов по маркированным товарам помимо указанных реквизитов предусмотрены дополнительные реквизиты. Так, в запросе о коде маркировки нужно указывать заводской номер фискального накопителя, код маркировки, результат проверки кода маркировки, планируемый статус маркированного товара (реализация, возврат) (п. 4.3 ст. 4.1 Закона о ККТ). В уведомлении о реализации маркированного товара — ИНН пользователя, заводской номер фискального накопителя, адрес места применения ККТ, систему налогообложения, применяемую пользователем при расчетах за товары, указанные в уведомлении, данные о каждом маркированном товаре (код маркировки, статус товара, цену товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, количество единиц товара, стоимость товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставку НДС, включенного в стоимость товара) (п. 4.4 ст. 4.1 Закона о ККТ).
А в ответе на запрос и в квитанции на уведомление дополнительно отражаются реквизиты «результаты обработки запроса» и «результаты обработки уведомления» соответственно (п. 4.5 и 4.6 ст. 4.1 Закона о ККТ).