После слабой динамики в первой половине нынешнего года (0,8% в июне и 0,9% во II квартале) российская экономика в июле, по оценке МЭР, продемонстрировала темпы прироста ВВП в 1,7%. Его драйверами выступают промышленность (2,8%) и сельское хозяйство (5,9%). Более скромные результаты показали розница (1%) и строительство (0,2%), транспорт ушел в минус (–1,2%). Эксперты отмечают, что по крайней мере пока явных признаков рецессии в отечественной экономике не наблюдается.
Отчетные данные за июль 2019 г. указывают на восстановление темпов экономического роста после посредственной динамики в первой половине года. По сведениям Минэкономразвития, в июле прирост ВВП ускорился до 1,7% год к году (после 0,8% в июне и 0,9% во II квартале 2019 г.).
Главным локомотивом роста ВВП по-прежнему является промышленность (вклад 0,5 п.п. в июле), которая второй месяц подряд демонстрирует прирост (2,8% год к году в середине лета после 3,3% в июне).
Прирост добычи полезных ископаемых в июле ускорился до 3% год к году по сравнению с 2,3% в июне за счет увеличения темпов в секторе нетопливных полезных ископаемых и предоставления сервисных услуг (геологоразведка, бурение, ремонт и др.). Кроме того, производство сжиженного природного газа продолжает расти высокими темпами (186,3% год к году в июле). В то же время в добыче нефти, естественного природного газа и угля было зафиксировано ухудшение годовой динамики.
Выпуск обрабатывающей промышленности в июле вырос на 2,8% год к году (после 3,4% в начале лета). Основной вклад в снижение темпов роста внесли металлургия и деревообработка. В остальных обрабатывающих отраслях наблюдалось улучшение годовой динамики. В частности, пищевая индустрия в июле показала рост на 3,7% год к году после снижения на 1,9% в июне, в химической отрасли выпуск вырос на 5% год к году (3,1% месяцем ранее).
Вместе с тем стоит отметить, что данные Росстата показывают неоднозначность промышленного роста. Так, в июле 2019 г. по отношению к предыдущему месяцу объем промышленного производства снизился (на 0,7%), хотя за семь месяцев нынешнего года рост составил 2,6%.
Положительный вклад в динамику ВВП в июле также внесло ускорение роста сельского хозяйства (до 5,9% год к году с уровней около 1% в мае — июне).
Розница и строительство в небольшом плюсе
На этом фоне другие базовые отрасли — розничная торговля, строительство и транспорт — в июле демонстрировали сдержанную динамику. Прирост розничного товарооборота продолжил замедляться — до 1% год к году после 1,4% в июне, при этом нисходящая динамика наблюдалась как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте.
Темпы прироста в транспортной отрасли в июле перешли в отрицательную область (–1,2% год к году). Динамика объемов строительных работ с начала года сохраняется на околонулевом уровне (в июле — 0,2% год к году).
Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций во II квартале 2019 г. слегка выросли: на 0,6% год к году после 0,5% в январе — марте текущего года.
Безработица с исключением сезонности в июле сохранилась на уровне 4,6% от рабочей силы. По предварительным данным Росстата, численность занятого населения с исключением сезонности в июле осталась практически на уровне июня, снизившись всего на 3,4 тыс. человек (0% месяц к месяцу). Количество безработных с исключением сезонного фактора в июле снизилась на 17,7 тыс. человек (–0,5% месяц к месяцу). При этом численность как занятых, так и безработных продолжает демонстрировать отрицательную динамику по отношению к соответствующему месяцу прошлого года (–0,6 и –6,6% соответственно). В результате численность рабочей силы в июле снизилась на 0,9% год к году (в июне сократилась на 1%).
Росстат скорректировал динамику реальной заработной платы в июне 2019 г. в сторону увеличения на 0,6 п.п., в результате прирост составил 2,9% год к году (1,6% в мае). В связи с этим значение показателя за II квартал 2019 г. было также скорректировано вверх на 0,3 п.п. — до 2,6% (в I квартале — 1,3%). Рост реальных заработных плат в социальном секторе, по оценке Минэкономразвития, в июне сохранился на уровне мая — 4,1% год к году. Во внебюджетном секторе прирост замедлился до 2,5% год к году после 3,2% месяцем ранее. В середине лета, по оценке Росстата, рост реальных заработных плат ускорился до 3,5% к аналогичному периоду прошлого года.
Под определение рецессии мы не попадаем
Большинство экономических экспертов в мире придерживаются классического определения рецессии, изложенного в документах Комитета по определению сроков делового цикла Национального бюро экономического анализа США (BCDC NBER). Бюро существует уже почти 100 лет и значительную часть своих исследований посвятило анализу экономических рецессий в США и других странах мира.
Если кратко сформулировать признаки рецессии, данные NBER, то они выглядят следующим образом: «Значительное сокращение экономической активности, распространенное по всей экономике, продолжительностью более нескольких месяцев, обычно наблюдаемое в динамике реального ВВП, реальных доходов, занятости, промышленного производства и оптово-розничных продаж». Причем аналитики NBER предполагают при определении рецессии ухудшение финансового состояния страны.
«Если анализировать социально-экономическую ситуацию России с точки зрения перечисленных NBER составляющих рецессии, то практически подавляющая доля показателей не соответствует указанному явлению, — подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) „Вышки“ Георгий Остапкович. — Так, по данным Росстата в 1-м полугодии с. г. все базовые виды экономической деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и транспорт) находились в фазе хотя и небольшого, но позитивного экономического роста — от 100,1% в строительстве до 102,6% в промышленности».
Аналитики ЦКИ также указывают, что инфляция сокращается второй квартал подряд. Уровень безработицы для населения в возрасте 15—72 лет составил лишь 4,4%. Соотношение государственного долга и ВВП — одно из самых низких в Европе. Бюджет страны, внешнеторговый оборот и счет текущих операций платежного баланса исполняются с профицитом.