В юбилейном, двадцатом, «Всемирном обзоре индустрии развлечений и медиа» эксперты PwC и профессионалы данного рынка, как всегда, обстоятельно и интересно описали его состояние и перспективы, поделились прогнозами. Один из них — в России рост индустрии развлечений и медиа в ближайшие годы будет выше, чем в среднем по миру.
Достойно представить весь обширный отчет PwC на одной газетной полосе, конечно, невозможно, поэтому придется пожертвовать рассказом о конкретных сегментах, представляющих рассматриваемый рынок, а основное внимание уделить мировым тенденциям и российской их составляющей.
В мире
Объем мировой индустрии развлечений и медиа по итогам 2018 г. составил 2,1 трлн долл. Ожидается, что в период до 2023 г. он будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 4,3% и достигнет 2,6 трлн долл.
Основными трендами развития этого сектора глобальной экономики в прогнозном периоде станут продолжающаяся цифровизация и персонализация продуктов и услуг, активный рост пользовательского потребления контента с мобильных устройств, а также, убеждены авторы отчета, консолидация, вертикальная интеграция и формирование крупных цифровых экосистем в партнерстве с традиционными бизнесами (телеком, банки и пр.), обладающими большими абонентскими базами.
Дополнительным импульсом для рынка может стать полноценное коммерческое внедрение различных технологий, например, 5G, «Интернета вещей», анализа больших данных и других. Таким образом, заключают эксперты PwC, интерес к медиа повышается и идет в направлении цифровизации.
В число сегментов, чей рост в прогнозном периоде будет выше среднерыночного, входят (по мере уменьшения значения среднегодового темпа роста):
1. Виртуальная реальность — 22,2%.
2. Киберспорт — 18,3%.
3. OTT-видео — 13,8%.
4. Интернет-реклама — 9,5%.
5. Видеоигры — 6,4%.
6. Кинопрокат — 4,4%.
И причина везде одна — изменение привычек потребления «цифровизирующейся» аудитории. Снижение темпов роста традиционных сегментов медиаиндустрии связано в первую очередь с активным расширением предложения контента в цифровой среде и миграцией аудитории в сторону потребления медийного контента онлайн.
Цифровизация вынуждает представителей классических медиа адаптироваться и смещать фокус своей деятельности в онлайн-пространство. При этом в последнее время они меняют свою стратегию выхода на новые рынки, уходя от сотрудничества с компаниями инновационных сегментов к самостоятельному развитию и запуску собственных продуктов.
Это, считают авторы исследования, во многом объясняется тем, что наличие эксклюзивного контента становится одним из главных конкурентных преимуществ на рынке, усиливая позиции медиакомпаний, занимающихся его производством. Как следствие, традиционные медиакомпании все чаще задумываются о том, чтобы перестать лицензировать свои топовые релизы существующим стриминговым сервисам и планируют запуск собственных OTT-платформ.
Среди крупнейших и наиболее обсуждаемых сделок последнего года — присоединение WarnerMedia к AT&T (79,1 млрд долл.), 21st Century Fox к Disney (71,3 млрд долл.) и Comcast к Sky (39 млрд долл.). Общий объем сделок с участием медийных, телекоммуникационных и технологических компаний в 2018 г., согласно данным Bloomberg, составил 793 млрд долл., что на 22% больше показателя предыдущего года.
Мир становится все более и более мобильным, продолжают авторы обзора. Паттерны потребления медиаконтента современным поколением свидетельствуют им о необходимости направления фокуса в сторону мобильных устройств.
Уже сейчас доля мобильного интернет-трафика в общем объеме составляет 76%, а к 2023 г. она, согласно прогнозам, увеличится до 83%.
Повсеместное появление сетей технологии 5G, которые смогут обеспечить еще большую скорость подключения к интернету и передачи данных, сопоставимую с фиксированным широкополосным доступом, станет дополнительным драйвером развития мобильного сегмента.
Участники рынка развлечений и медиа стремятся удовлетворить широкий круг потребностей своих клиентов, оставаясь всегда в контакте с ними. Пакетные предложения, которые включают доступ не только к различному медийному контенту, но и к разного рода услугам — от мобильной связи до страхования — становятся центральным элементом бизнес-модели многих компаний.
Таким образом, обобщают эксперты PwC, на рынке формируются полноценные экосистемы, которые позволяют бизнесу успешно конкурировать за аудиторию, а также значительно повышают комфорт и удобство для самих пользователей.
В России
Российская индустрия развлечений и медиа — одна из самых динамично развивающихся в Европе, и в 2018 г. она продолжила свой рост. Положительное влияние на рынок оказало проведение Чемпионата мира по футболу. В целом, прогнозируют авторы обзора, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны азиатских и африканских рынков, положение российской медиаиндустрии в мире будет оставаться стабильным: в 2023 г. ее доля в общем объеме мирового рынка составит 1,1% и она будет занимать 14-е место по размеру.
Общий объем российской индустрии развлечений и медиа в 2018 г. составил 21,7 млрд долл., что на 10% больше значения предыдущего года. Согласно прогнозу экспертов рынка, по итогам 2019 г. его объем достигнет 23,6 млрд долл. Ожидается, что в рассматриваемом периоде до 2023 г. среднегодовой темп прироста рынка составит 6,4% (мировой показатель — 4,3%), а общий объем российской медиаиндустрии достигнет 30,5 млрд долл.
Источником более половины доходов индустрии развлечений и медиа во всех сегментах является интернет, что соответствует глобальному тренду на цифровизацию продуктов и услуг. Дальнейший рост цифровых доходов связан в том числе с развитием мобильного интернета. Так, говорится в обзоре PwC, согласно прогнозам, в пятилетней перспективе уровень проникновения мобильного интернета в России составит 85%, а удельный вес мобильного трафика в общем объеме потребления контента достигнет 92%. Будет расти и число пользователей, для которых смартфон будет не дополнительным, а единственным каналом взаимодействия с интернетом.
Рост объема данных об аудитории и ее предпочтениях, получаемых со все большего числа устройств и датчиков, будет способствовать дальнейшей персонализации продуктов и рекламных предложений, считают эксперты PwC.
Данные потребителей уже представляют собой отдельный самостоятельный рынок, а изучение клиентской аудитории становится все более комплексной технологической задачей. Именно конечные потребители всегда являлись драйвером индустрии развлечений и медиа, поэтому, считают авторы исследования, игроки рынка будут и дальше стремиться внедрять инновации с прицелом на глубокие и тонкие настройки персонализации.
Доля рекламных доходов всех сегментов составляет примерно треть от общего объема выручки индустрии развлечений и медиа, или 7,4 млрд долл. в денежном выражении. Положительное влияние на рекламные бюджеты компаний оказало проведение Чемпионата мира по футболу.
В то же время многие бренды начинают отказываться от услуг рекламных агентств и создавать специализированные подразделения в собственной структуре, что подразумевает также оптимизацию рекламных расходов. В этих условиях рекламные агентства стремятся перестроить свою бизнес-модель, развивая смежные направления услуг и технологические компетенции. В целом экспертами ожидается, что рекламная выручка медиаиндустрии будет расти в среднем на 5,7% в год, в первую очередь благодаря цифровой рекламе, и достигнет к 2023 г. почти 9,7 млрд долл.
Как и годом ранее, в число сегментов, чья динамика превышает темпы роста индустрии в целом, входят рынки доступа в интернет, интернет-рекламы, OTT-видео, киберспорта и VR.
При этом, отмечают аналитики PwC, взаимосвязанность данных сегментов предоставляет участникам индустрии широкие возможности для формирования цифровых экосистем, отвечающих любым запросам пользователей и клиентов.
Сегменты газет и журналов массового спроса, говорится в обзоре, в прогнозном периоде будут демонстрировать отрицательную динамику (–6,0 и –1,4% в год соответственно), что является общемировым трендом.
Развитие остальных сегментов будет характеризоваться относительно стабильным ростом в период до 2023 г.
Крупнейшими по объему сегментами медиаиндустрии как в 2018 г., так и в прогнозном периоде являются рынки телевизионной рекламы, интернет-рекламы и видеоигр.
Причем наиболее стремительное развитие в ближайшие пять лет будут демонстрировать инновационные сегменты виртуальной реальности, киберспорта и OTT-сервисов (среднегодовые темпы прироста — 30,7, 19,8 и 11,5% соответственно).
Данный рост авторы обзора во многом объясняют «эффектом низкой базы», о чем им свидетельствует прогнозный совокупный объем сегментов к 2023 г. — 459 млн долл., или 1,6% от общего объема индустрии.
Тем не менее, отмечают аналитики PwC, инвесторы и крупные медиакомпании уже совершают первые шаги в данных направлениях, приобретая успешные сервисы и технологии или запуская собственные проекты.
Объемы рынка развлечений и медиа в 2018 г. по странам, млрд долл.
Страна |
Объем |
СГТП в 2018—2023 гг.*, % |
---|---|---|
США |
687,2 |
3,7 |
Китай |
331,2 |
5,6 |
Япония |
174,9 |
2,2 |
Германия |
100,0 |
2,6 |
Великобритания |
88,0 |
3,5 |
Франция |
70,4 |
2,3 |
Южная Корея |
60,4 |
5,1 |
Канада |
48,3 |
3,7 |
Италия |
42,1 |
4,7 |
Индия |
37,8 |
11,3 |
Бразилия |
35,9 |
5,5 |
Австралия |
33,8 |
3,9 |
Испания |
30,9 |
4,0 |
Мексика |
22,7 |
4,7 |
Россия |
21,7 |
6,5 |
Нидерланды |
18,6 |
2,9 |
Швейцария |
18,2 |
3,0 |
Индонезия |
16,5 |
9,5 |
Тайвань |
16,2 |
3,7 |
Таиланд |
15,3 |
5,1 |
Швеция |
13,5 |
2,4 |
Бельгия |
13,1 |
2,6 |
Австрия |
12,0 |
2,4 |
Саудовская Аравия |
11,6 |
6,6 |
Польша |
10,9 |
5,1 |
* Прогноз. Источник: PwC |