С 25.10.2019 вступят в силу три закона с поправками положений о медиации. Основной из них — Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ. Для заключения мирового соглашения можно будет обращаться не только к медиаторам, но и к судьям в отставке. Если стороны удостоверят медиативное соглашение у нотариуса, то в случае его неисполнения можно будет не подавать иск в суд. Такое медиативное соглашение автоматически станет исполнительным документом, который можно подать приставам. В случае заключения мирового соглашения, отказа от иска или признания иска ответчиком истец сможет вернуть часть госпошлины: от 30 до 70%, в зависимости от того, на какой стадии стороны по иску пришли к соглашению.
В Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации), а также в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ внесены поправки, касающиеся медиации. Речь идет о Федеральном законе от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с ним опубликовано еще два связанных закона:
Федеральный конституционный закон от 26.07.2019 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о полномочиях ВС РФ на формирование списка судебных примирителей).
Федеральный закон от 26.07.2019 № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» (о возврате госпошлины при заключении мирового соглашения)1.
Цель поправок — развить институт медиации и снизить нагрузку на судей. Все три закона начнут действовать с 25.10.2019.
Медиативное соглашение станет исполнительным документом
Для получения исполнительного документа можно будет не обращаться в суд. Исполнительным документом станет само медиативное соглашение, удостоверенное у нотариуса, или его нотариально удостоверенная копия.
Цитируем документ
Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа.
Пункт 5 ст. 12 Закона о медиации (в новой редакции)
Таким образом, не подавая иск в суд, стороны спора могут обратиться к медиатору, совместно разработать текст медиативного соглашения, а затем удостоверить его у нотариуса. Если сторона не исполнит это соглашение, можно будет сразу обратиться к приставу, предоставив нотариальное медиативное соглашение.
Медиативное соглашение нужно будет удостоверять у нотариуса с обязательным участием медиатора в соответствии с соглашением сторон о проведении процедуры медиации. Если соглашением сторон о проведении процедуры медиации предусмотрено участие нескольких медиаторов, медиативное соглашение удостоверяется с обязательным участием не менее чем одного медиатора, осуществлявшего деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Такое медиативное соглашение должно содержать сведения об участии указанных лиц при его удостоверении и их подписи.
Новые примирительные процедуры
В поправках расширен перечень примирительных процедур. В него включили переговоры и судебное примирение. Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству стороны или по предложению суда при согласии сторон. Судебными примирителями и медиаторами смогут быть судьи в отставке. Переговоры будут проводить на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных законом, переговоры придется проводить в обязательном порядке.
В законопроекте предлагалось разрешить быть судебными примирителями еще и работникам аппарата суда с высшим юридическим образованием и стажем не менее пяти лет. Но это предложение не прошло. Поэтому судебными примирителями будут только судьи в отставке.
Список судебных примирителей утвердит Пленум ВС РФ на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будет установлен в Регламенте проведения судебного примирения. Его позже утвердит ВС РФ. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, тоже пока не определены. Их установит Правительство РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела в суде стороны могут заявить, что хотят примириться с участием судебного примирителя. Его кандидатуру они должны будут определить по взаимному согласию из списка судебных примирителей. Затем эту кандидатуру должен утвердить суд, рассматривающий дело.
В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебному примирителю предоставлен ряд прав. Он вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Суд вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.
Медиация в административных делах
Теперь возможность использовать примирительные процедуры установлена и при рассмотрении административных дел. Раньше это не было предусмотрено законодательством. Хотя на практике в редких случаях компаниям приходилось заключить мировые соглашения с госорганами, например, с ФНС или ФАС России.
Результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности:
-
признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;
-
соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;
-
частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;
-
мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, законом отнесено заключение мировых соглашений.
Если до обращения в арбитражный суд с требованиями об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц о взыскании обязательных платежей и санкций стороны не использовали досудебное урегулирование спора, арбитражный суд вправе при согласии организации, индивидуального предпринимателя или гражданина в целях примирения сторон и уточнения фактических обстоятельств, снятия противоречий в позициях, в том числе путем проведения сверки взаимных расчетов, отложить судебное разбирательство, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.
Процессуальные поправки
В связи с изменениями в сфере медиации уточнен и перечень сведений, которые должны содержаться в исковом заявлении и отзыве на него. В частности, по новым правилам в исковом заявлении нужно будет указывать сведения о предпринятых стороной действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались. Также придется приложить к иску документы, подтверждающие совершение стороной действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
В отзыве на иск нужно указать сведения о предпринятых ответчиком действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались. Кроме того, поправки обязывают ответчика включить в отзыв свое мнение о возможности примирения сторон. Также ответчику придется приложить документы, в том числе подтверждающие совершение действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
Еще часть поправок в процессуальных кодексах касается статуса третьих лиц. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, получили право выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагаются обязанности по условиям данного соглашения.
Суд будет вправе отложить предварительное судебное заседание в целях урегулирования спора мирным путем. В определение о подготовке дела к судебному разбирательству он будет указывать на возможность обратиться за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, судебному примирителю, в целях урегулирования спора или использовать другие примирительные процедуры.
В поправках предусмотрено, что не подлежат допросу в качестве свидетелей представители лиц, участвовавших в проведении примирительной процедуры, посредники, в том числе медиаторы, судебные примирители, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре.
Возврат госпошлины
При заключении мирового соглашения, а также при отказе от иска или признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, истцу вернут часть госпошлины:
-
до принятия решения судом первой инстанции — 70% уплаченной госпошлины,
-
на стадии рассмотрения дела в апелляции — 50%,
-
на стадии рассмотрения дела в кассации или надзоре — 30%.
Комментарий эксперта
Татьяна Еремеева, генеральный директор Центра медиации «ПокровЪ», председатель президиума Объединенного Делового совета по медиации
Принятые изменения нацелены на расширение линейки альтернативных способов разрешения споров. Для медиаторов и их клиентов важно то, что возникает исполнительная сила медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом. Эта практика есть в некоторых странах Европы (Германия, Испания, Словакия, Швеция), в Америке и других странах. Около 13 стран закрепили в законодательстве принудительное исполнение медиативных соглашений. На практике представители бизнеса спрашивают о том, какие гарантии у медиативного соглашения. С 25 октября этого года появилась и в нашей стране эта дополнительная гарантия. А ведь основная гарантия в медиации — это то, что партнеры по переговорам добровольно берут на себя обязательства и ответственно исполняют их.
При появлении исполнительной силы медиативного соглашения могут возникнуть случаи злоупотребления этим правом. В странах, где такая практика давно работает, используют механизмы защиты от злоупотреблений. К примеру, во время удостоверения медиативного соглашения нотариус подробно разъясняет права, обязанности сторонам участникам спорной ситуации. Обязательно присутствуют медиаторы, участвующие в процедуре медиации. Проходит детальная проверка нотариусами всех документов об образовании и повышении квалификации медиаторов.
1 Подробнее об этих поправках в виде законопроектов см. «Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 05.