С 01.09.2019 действует Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ, которым внесены поправки в части полномочий должностных лиц органов местного самоуправления на нотариальное удостоверение документов и действий. В связи с этим Федеральная нотариальная палата выпустила информационное письмо с разъяснением, когда можно обращаться к чиновникам за нотариальным удостоверением.
Федеральная нотариальная палата разъяснила, что изменилось в порядке нотариального удостоверения на территориях, где нотариус отсутствует (информация ФНП «О вступлении в силу с 1 сентября 2019 года изменений в организацию совершения нотариальных действий на территориях, где отсутствует нотариус»). Дело в том, что с 01.09.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“». В нем законодатель предусмотрел новые положения, цель которых — повысить доступность нотариальных услуг для граждан, проживающих в местностях, где нотариусы отсутствуют. В то же время в законе ограничен список нотариальных действий, которые могут совершать должностные лица органов местного самоуправления.
Раньше в поселениях и муниципальных районах, где нет нотариальной конторы, некоторые функции нотариуса могли выполнять чиновники. Но произошла территориальная реформа по укрупнению муниципальных образований, и ряд таких населенных пунктов вошел в состав городских округов. Поэтому теперь закон разрешает совершать нотариальные действия главам органов местного самоуправления и городских, и муниципальных округов, но только тех, где нет нотариуса, и при условии, что нотариальная палата региона не утвердила график выезда нотариуса для обслуживания этого населенного пункта.
Чиновники, работающие на малонаселенных территориях, смогут выполнять только простые нотариальные действия, не требующие специальных знаний и высокой юридической квалификации. Эти услуги будут доступны только местным жителям, зарегистрированным на данных территориях. Например, должностные лица органов местного самоуправления смогут удостоверять доверенности, верность копий документов и подлинность подписи. Также из их компетенции выводится составление завещаний всех видов, наследственных договоров и ряда иных сложных и значимых документов, например, принятие мер по охране наследственного имущества, кроме его описи. Все услуги, связанные с возможностями «электронного нотариата», тоже по-прежнему смогут оказывать только нотариусы.
Сведения о тех нотариальных действиях, которые совершают должностные лица местных администраций, в четко определенные сроки должны поступать в нотариальную палату региона, где они также вносятся в реестры информационной системы.
Еще Федеральная нотариальная палата сообщила, что разработала и приступила к реализации Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Нотариат самостоятельно, без каких-либо средств государственного и муниципального бюджета, обеспечивает предоставление нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору. Если нотариуса нет в шаговой доступности, но возникла необходимость обратиться за помощью в нотариальную контору, граждане могут либо приехать в населенный пункт, где она расположена, либо ждать выезда нотариуса, который совершает их с определенной периодичностью.