На фоне рекордных кассовых сборов в мире российский рынок кинопроката впервые в новейшей истории в 2018 г. сократился. Но, отмечают аналитики PwC в «Обзоре индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019—2023 гг.», доля российских фильмов на отечественном рынке также достигла исторических значений. А далее ему предсказан стабильный умеренный рост.
В мировом масштабе, считают авторы обзора PwC, главным событием должно стать превращение Китая в крупнейший рынок кино в мире уже в 2020 г. Но обо всем по порядку.
Кино в мире...
В 2018 г. кассовые сборы по всему миру достигли рекордного уровня — 41,3 млрд долл., что на 5,2% больше, чем годом ранее. Согласно прогнозам экспертов PwC, в 2019—2023 гг. среднегодовые темпы роста кассовых сборов в мире составят 4,4%, а общий объем в 2023 г. достигнет 51,0 млрд долл.
Кассовые сборы в США в 2018 г. выросли на 7,5% и достигли рекордного уровня в 11,1 млрд долл. В течение прогнозного периода фокус Голливуда будет по-прежнему направлен на франшизы: фильмы о супергероях, мультипликационные художественные фильмы и сиквелы популярных кинокартин.
Рынок в Азии вырос в 2018 г. на 6,4% и достиг 17,0 млрд долл. В Азии прогнозируется один из самых высоких среднегодовых темпов прироста — 7,2% в год.
Такой существенный рост происходит во многом благодаря Китаю, рынок которого, по оценке авторов исследования, будет расти на 9,6% в год в прогнозном периоде. Такие темпы должны привести к тому, что к 2020 г. Китай опередит США и станет крупнейшим кинорынком в мире.
В то же время китайская компания Wanda Group в течение всего года планомерно снижала свое присутствие в кинематографическом бизнесе: в феврале 2018 г. состоялась продажа 13%-ной доли в Wanda Film за 1,24 млрд долл. Alibaba Group и государственной компании CIH; в сентябре 2018 г. — продажа части пакета (22 из 60%) в крупнейшей в мире кинотеатральной сети AMC Theatres американской компании Silver Lake за 600 млн долл.; также Wanda рассматривает возможность продажи своей доли в голливудской кинокомпании Legendary Entertainment.
В пятерку крупнейших в мире рынков кино входят еще две азиатские страны — Япония (2,0 млрд долл.) и Индия (1,6 млрд долл.) — мировой лидер по количеству произведенных фильмов и страна с самой высокой в мире посещаемостью кинотеатров — 2,1 млрд билетов.
Рынок Ближнего Востока и Африки показал самый существенный рост в 2018 г., во многом благодаря эффекту низкой базы (на 20,7% до 723 млн долл.). Особенно быстрый рост наблюдается в Саудовской Аравии, где в 2018 г. был снят запрет на работу кинотеатров, действовавший 35 лет. Хотя вопросы цензуры по-прежнему остаются, совокупная выручка кинотеатров в Саудовской Аравии, по прогнозам экспертов кинорынка, составит 268 млн долл. в 2023 г., превысив уровень 2018 г. в 3,3 раза (82 млн долл.), при среднегодовом приросте 26,6%.
Рынок Западной Европы незначительно сократился в 2018 г. (на 1,2%) до 7,7 млрд долл. В прогнозном периоде в Западной Европе ожидается среднегодовой темп прироста в размере 2,4%. Рынок Центральной и Восточной Европы практически не изменился в 2018 г. — он вырос на 0,6% и достиг 1,7 млрд долл. Эксперты PwC отмечают, что в России при этом произошло сокращение на 5,7% до 767 млн долл. Среднегодовые темпы прироста во всем регионе в прогнозном периоде составят 4,0%, в то время как в России они прогнозируются на уровне 4,6%.
Объем рынка кинорекламы в 2018 г. вырос на 8,4% и составил 3,5 млрд долл. Крупнейшие рынки находятся в США и Китае, что, логично замечают авторы обзора, вполне предсказуемо. Данные рынки продемонстрировали рост на 4,3 и 19,4% соответственно, достигнув уровня 952 млн и 916 млн долл.
Аналитики PwC отмечают, что, согласно их прогнозам, уже в 2019 г. рынок кинорекламы Китая со среднегодовыми темпами прироста в 2019—2023 гг. в 7,8% опередит США (3,6% прироста в год). Российский рынок продемонстрировал рост в 2018 г. на 7,3% и достиг 17 млн долл. Согласно прогнозам авторов обзора, среднегодовые темпы прироста рынка рекламы в кино в России в 2019—2023 гг. составят 4,9%.
Общее количество экранов в мире увеличилось в 2018 г. на 7% и достигло примерно 190 000, во многом благодаря двузначным темпам прироста в Азиатском регионе (13%). При этом количество экранов, приспособленных к показу фильмов в формате 3D, увеличилось в 2018 г. на 13% и достигло 105 000. Рост количества 3D-экранов наблюдался во всех регионах, кроме Северной Америки. Наибольшее количество 3D-экранов находится в Азиатском регионе — около 63 000.
Мировые сборы фильмов в формате 3D составили в 2018 г. 6,7 млрд долл., сократившись на 20% по сравнению с 2017 г. Данное сокращение отмечено во всех регионах мира. Наименьшее сокращение пришлось на Азиатский регион (–14%), а наибольшее — на Северную Америку (–34%). Доля фильмов в формате 3D в общей выручке в 2018 г. составила 16,2%. Сейчас студии ищут новый формат взаимодействия со зрителями.
...и в России
Произошедшее в 2018 г. сокращение объема рынка в России стало первым за всю новейшую историю проката. По валовому сбору рынок потерял 5,7%. Отечественное кино при этом оказалось в плюсе, заняв, согласно данным ЕАИС, рекордную долю рынка в 27,5% (в 2017 г. — 24,3%). Общее количество проданных на киносеансы билетов составило 200,3 млн (в 2017 г. — 213,5 млн). В то же время, отмечают эксперты PwC, Россия входит в десятку мировых лидеров по посещаемости, опережая такие крупные рынки, как Бразилия, Япония и Великобритания.
Снижение в 2018 г. объясняется падением показателей иностранного кино в России, связанного в том числе с уменьшением количества крупных мировых франшиз в 2018 г.
Среди других факторов, оказавших серьезное влияние на снижение показателей, авторы обзора отмечают трагедию в ТЦ «Зимняя вишня» и проведение в России Чемпионата мира по футболу. Оба эти события, при всех их различиях, негативно отразились на посещаемости театров и кинотеатров.
Одной из тенденций, четко проявившихся в 2018 г., стало расхождение интересов российской и американской аудитории. В 2018 г. в России произошло падение бокс-офиса премиум-форматов (3D и VIP), а также мультфильмов (как зарубежных, так и российских).
Десять картин, вышедших в 2018 г. в России, собрали свыше 1 млрд руб. каждая. А самым кассовым фильмом, стартовавшим в 2018 г., стал «Веном», немного не дотянувший до отметки в 2 млрд руб.
Самым кассовым российским фильмом стал мелодраматический музыкальный фильм о спорте «Лед» (1,4 млрд руб.). Другие лидирующие позиции заняли франшизы: «Мстители: Война бесконечности», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Монстры на каникулах 3: Море зовет», «Дэдпул 2» и «Мир Юрского периода 2». Также отметку в 1 млрд руб. преодолела «Богемская рапсодия».
В число картин-миллиардников по итогам проката также вошли такие релизы конца 2018 г., как иностранный кинокомикс «Аквамен» и полнометражная экранизация популярного российского сериала «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел».
Количество экранов в России продолжило уверенный прирост (9,3%) и достигло 5233. При этом, по данным «Невафильм Research», в 2018 г. было открыто меньше кинотеатров, чем в 2017-м, — 188 против 215, а закрыто больше — 68 против 46. Всего в России на начало 2019 г. работали 1893 кинотеатра, из них по программе Фонда кино — 508 площадок.
Объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» сохранила лидирующую позицию по количеству площадок: у киносети 75 кинотеатров с 631 залом (12,1%-ная доля рынка по числу залов).
Некоторые кинопрокатчики, отмечается в обзоре, столкнулись с финансовыми проблемами: например, в 2017 г. «Люксор» замыкал топ-5 киносетей с 23 кинотеатрами и 161 залом, а к январю 2019 г. потерял контроль над большей частью своих кинотеатров.
В 2018 г. кинотеатры предприняли новые шаги по привлечению молодежи и подростков на свои площадки в качестве дополнительной аудитории.
В некоторых кинотеатрах Объединенной сети «Синема Парк» и «Формула Кино» открылись киберспортивные корнеры, где подростки могут играть в компьютерные игры.
Сеть «КАРО» открыла в двух своих кинотеатрах мультиплексы виртуальной реальности, в которых пользователи могут испытать все направления VR — игровое, арт и просмотр фильмов. Также «КАРО» инвестировала в трансформацию кинобаров в систему самообслуживания u-choose.
В 2019 г. не запланировано проведение столь же крупных и значимых для россиян спортивных мероприятий, как Чемпионат мира по футболу, а график релизов в значительно большей степени насыщен семейными кинолентами, традиционно положительно влияющими на валовый бокс-офис, заключают эксперты PwC, очевидно имея в виду положительное завершение текущего года для российского кинопроката.
К сведению
190 000 — общее количество киноэкранов в мире по состоянию на 2018 г.
41,3 млрд долл. — кассовые сборы по всему миру в 2018 г.
2,1 млрд билетов продано в 2018 г. в Индии.
200,3 млн билетов продано в России в 2018 г.
5,7% составляют потери по валовому сбору российского кинопроката в 2018 г.
1,4 млрд руб. — кассовые сборы фильма «Лед».
5233 экрана в России.
1893 кинотеатра в России на начало 2019 г.
Источник: PwC