Краткосрочная командировка сотрудника, работающего на условиях неполного рабочего времени и получающего пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, не повод для отказа в выплате пособия.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение Верховного суда РФ от 02.08.2019 № 309-ЭС19-12197
|
Истец |
АО «Юникредит Банк»
|
|
Ответчик |
Пермское региональное отделение ФСС России, Управление ПФР в Ленинском районе г. Перми
|
Суть дела
Сотрудница компании, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и получающая соответствующее пособие, работала на условиях неполного рабочего времени. Она была направлена в командировку на четыре дня в другой город.
При проведении проверки территориальное отделение ФСС России не приняло к зачету расходы компании на выплату пособия за дни командировки. Контролеры посчитали, что, находясь в командировке, сотрудница не могла осуществлять уход за ребенком. В результате они начислили на сумму выплаченного пособия за дни командировки страховые взносы.
К аналогичному выводу в ходе выездной проверки пришли и проверяющие из ПФР, которые тоже доначислили страховые взносы на суммы выплаченного пособия за дни командировки.
Компания с выводами контролеров не согласилась. По ее мнению, краткосрочная командировка не относится к случаям отсутствия родительского ухода, поэтому оснований для отказа в выплате пособия и начисления страховых взносов не было. Компания обратилась в суд.
Решение судей
Суды трех инстанций поддержали компанию. Вот какие доводы они привели.
Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (п. 6 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», далее — Закон № 165-ФЗ). Одним из страховых случаев является уход за ребенком до 1,5 лет (ч. 1.1 ст. 7 Закона № 165-ФЗ).
Частью 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) предусмотрено, что право на пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Аналогичное положение содержится в ст. 256 ТК РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, содержащейся в Определении от 13.05.2014 № 983-О, ежемесячное пособие по уходу за ребенком направлено исключительно на оказание поддержки семье, воспитывающей малолетнего ребенка. Указанное пособие выполняет задачу компенсации определенной части заработка трудоспособного лица с целью создания благоприятных условий для ухода за малолетним ребенком и для его воспитания. Данному лицу предоставляется возможность сочетать трудовую деятельность с уходом за ребенком и сохранять при этом право на получение пособия.
Под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ). Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Таким образом, поездка в служебную командировку является одной из обязанностей работника.
Ни Трудовой кодекс, ни Закон № 255-ФЗ не содержат запрета на направление в служебную командировку работника, которому установлен режим неполного рабочего времени. Нет в этих документах и такого основания для отказа в выплате пособия по уходу за ребенком, как нахождение работника в краткосрочной командировке. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что краткосрочная служебная командировка работницы продолжительностью четыре дня не может быть отнесена к случаям отсутствия родительского ухода. А сама работница не может признаваться лицом, прекратившим уход за ребенком и потому утратившим право на пособие в период указанной командировки.
Суды отклонили довод фонда о том, что нахождение в другом городе фактически делает невозможным осуществление ухода за ребенком. Они указали, что в период кратковременного отсутствия в месте жительства уход за ребенком может быть организован в формах, не предполагающих личного присутствия (оплата услуг няни, контроль действий лиц, находящихся рядом с ребенком и т.д.).
Суды также учли положения п. 5 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048, согласно которому к случаям отсутствия родительского ухода отнесены в частности, служебные командировки свыше одного календарного месяца.
В результате суды признали необоснованным отказ регионального отделения ФСС России в принятии к зачету расходов компании на выплату пособия. И поскольку работница осуществляла уход за ребенком и работала на условиях неполного рабочего времени, у контролеров из ФСС России и ПФР не было оснований для начисления страховых взносов на сумму пособия, так как она не является оплатой труда.
Судья Верховного суда согласился с выводами нижестоящих судов и отказал в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии Верховного суда по экономическим спорам.
Как складывается судебная практика
Решая вопрос о сохранении за работником права на пособие по уходу за ребенком за время нахождения в командировке, суды учитывают ее продолжительность. Если длительность командировки составляет месяц и менее, такая командировка является краткосрочной и работник не утрачивает права на получение пособия. Если же срок командировки более месяца, работник теряет право на пособие за дни командировки.
Так, в постановлении от 05.10.2018 по делу № А28-11443/2017 АС Волго-Вятского округа рассмотрел ситуацию, когда работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком и работающий на условиях неполного рабочего времени, был направлен в командировку на пять дней. Приведя те же аргументы, что и суды в комментируемом деле, АС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что краткосрочная командировка продолжительностью пять дней не может быть отнесена к случаям отсутствия родительского ухода, а сам работник не может признаваться лицом, прекратившим уход за ребенком. К аналогичным выводам АС Волго-Вятского округа пришел и в постановлении от 23.11.2015 по делу № А43-30708/2014, когда работник, получающий пособие, направлялся в командировки продолжительностью не более 11 дней.
А вот в споре, рассмотренном в постановлении АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 по делу № А51-17546/2016, сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и работающая на условиях неполного рабочего времени, была направлена в командировку на учебу в другой город. Продолжительность командировки составила свыше трех месяцев (с 25 февраля по 5 июня). Региональное отделение ФСС России отказало в зачете расходов компании на выплату пособия за время командировки по причине ее продолжительности свыше одного месяца. И суды трех инстанций поддержали это решение.