Госдума планирует рассмотреть в ноябре 2019 г. законопроект № 762526-7 «О внесении изменений в статьи 133 и 133-1 Трудового кодекса Российской Федерации».
Внастоящее время существует неопределенность с вопросом о том, нужно учитывать компенсационные выплаты, входящие в состав заработной платы, для целей ее сравнения с МРОТ или нет.
В статье 133 ТК РФ сказано, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Согласно ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы помимо вознаграждения за труд входят компенсационные и стимулирующие выплаты. Таким образом, из буквального прочтения ст. 133 ТК РФ следует, что с МРОТ должны сравниваться все выплаты, входящие в заработную плату.
Однако в постановлении Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в постановлении Конституционного суда РФ от 11.04.2019 № 17-П аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время. При принятии этих решений суд исходил из того, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.
Для того чтобы обеспечить ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде МРОТ, предлагается в ст. 133 ТК РФ установить, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), без учета компенсационных выплат не может быть ниже МРОТ. Аналогичную поправку планируется внести и в ст. 133.1 ТК РФ в части регионального МРОТ.