Перспективы роста рынка электромобилей выглядят лучше, чем у бензиновых авто

| статьи | печать

Эксперты PwC представили очередной обзор российского рынка новых легковых автомобилей по итогам 1-го полугодия текущего года и, как всегда, поделились прогнозами его развития. Отдельно они посмотрели на рынок электромобилей и дали более благоприятный прогноз его развития.

В январе — июне 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России, по данным PwC, достигли 775 тыс. штук, сократившись на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом в 2018 г., когда было продано 790 тыс. таких авто.

Продажи российских автопроизводителей выросли на 2,7% по сравнению с 1-м полугодием 2018 г. Прирост, отмечают эксперты PwC, был обеспечен продажами Lada (3%), в то время как модели UAZ продемонстрировали обратную динамику (–8% к результатам шести месяцев 2018 г.), но сохранив долю рынка на уровне 1%.

Иномарки российского производства остаются крупнейшим сегментом рынка, на который приходится более 60% всех продаж новых легковых автомобилей. В 1-м полугодии 2019 г. продажи в данном сегменте сократились на 5%, тем самым повлияв и на общую динамику рынка новых легковых автомобилей. Причиной падения спроса, полагают авторы обзора, могло стать удорожание автомобилей в сегменте почти на 10%.

В январе — июне 2019 г. в совокупных продажах незначительно увеличилась доля импорта и составила около 17% против 16% в аналогичном периоде 2018 г. При этом, замечают эксперты PwC, сегмент традиционно показал прирост выше общерыночного — 20% в рублевом выражении и около 4% в количественном. Стоимость импортных иномарок выросла лишь на 3% по сравнению с 2018 г.

В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в рублевом эквиваленте он увеличился больше (8% против 6%) по причине укрепления рубля и роста средней стоимости новых автомобилей по итогам шести месяцев 2019 г. по сравнению с первым полугодием 2018 г.

Прогнозы предпочитают сокращение рынка

По прогнозу аналитиков PwC, в 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и составить 1,68 млн штук в оптимистичном сценарии. В базовом их прогнозе ожидается снижение продаж на уровне 2%, и они достигнут 1,64 млн штук. Для 1-го полугодия был актуален базовый сценарий (снижение на 1,9%). Его реализация, логично считают авторы обзора, будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры.

Но стоит заметить, что уже сейчас можно оценить, какой из сценариев, рассматриваемых экспертами PwC, более реалистичен по итогам 2019 г., прибегнув к данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Его статистика авторынка на сегодня охватывает период по август текущего года, то есть на два месяца ближе к финишу последнего.

При этом необходимо напомнить, что данные Комитета автопроизводителей АЕБ учитывают продажи не только новых легковых, но и легких коммерческих автомобилей, таким образом, нельзя ожидать идеального совпадения со статистикой PwC ни по количеству продаж, ни по годовой динамике вплоть до десятых процента. Однако для общей оценки развития рынка положиться на них можно полностью.

Так вот, по данным АЕБ, в январе — августе 2019 г. рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократился в годовом измерении на 2,3%. Это на 0,1 п.п. лучше значения за полугодие, но, думается, не настолько, чтобы ожидать радикального улучшения — роста рынка — по итогам года.

Впору также напомнить слова заместителя председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Ларса Химмера, который по итогам января — июля, констатируя снижение годовой динамики продаж авто, как и за полугодие, на 2,4%, заметил: «В целом рыночные ожидания до конца года не улучшатся».

В своем обзоре эксперты PwC называют следующие факторы, которые могут замедлить рост продаж в 2019 г.:

  • рост цен в результате повышения НДС с 18 до 20%;

  • ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности национальной валюты в случае введения новых санкций;

  • сокращение государственной поддержки автопромышленности.

Факторы, которые будут способствовать росту продаж в 2019 г., по мнению экспертов PwC, следующие:

  • переход рынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков, девальвации национальной валюты и санкций;

  • повышение ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 г.

Также считают, что введение нового инвестиционного режима, предусматривающего предоставление льгот и субсидий в обмен на инвестиции в локализацию производства (специальный инвестиционный контракт — СПИК), окажет существенное влияние на развитие рынка в России. По состоянию на июль 2019 г. СПИК 1.0 подписали АВТОВАЗ — Renault — Nissan — Mitsubishi, Hyundai, Группа ГАЗ, Daimler, Sollers и др.

Со 2 августа 2019 г. вступил в силу СПИК 2.0, предусматривающий изменение механизма предоставления льгот и субсидий.

Дальнейшее развитие рынка будет определяться стратегией автопроизводителей в условиях перехода на новый инвестиционный режим, указывают аналитики.

По прогнозу PwC до 2025 г. включительно, среднегодовой прирост российского рынка новых легковых автомобилей составит около 7% и через шесть лет достигнет объема 2,47 млн штук. Таким образом, и в 2025 г. данный рынок в натуральном выражении будет уступать максимальному его размеру, достигнутому в 2012 г. (2,76 млн штук), — около 290 тыс. автомобилей, или 10,5%.

Отметим, что смена вектора развития легкового авторынка в текущем году с роста на снижение изрядно понизила оптимизм прогнозов экспертов PwC в перспективе нескольких лет. Так, по итогам 2017 г., когда продажи автомобилей оказались даже выше предварительных экспертных оценок, они улучшили свой прогноз на 2021 г. с 1,88 млн авто до 2,12 млн, теперь же их ожидание объема рынка в названном году составляет 1,93 млн штук — на 9% меньше.

Отметим также удлинение горизонта прогнозирования рынка аналитиками PwC до шести лет. Возможно, это связано с тем, что Стратегия развития автомобильной промышленности России, принятая в феврале 2018 г., рассчитана как раз до 2025 г.

У электромобилей на рынке «своя колея»

Отдельную главу в своем обзоре PwC посвятил электромобилям и предложил три сценария развития их рынка в России:

  • в базовом варианте авторы обзора прогнозируют рост государственной поддержки для стимулирования продаж и развития инфраструктуры;

  • в пессимистическом сценарии они предполагают медленные темпы развития инфраструктуры и ограниченную государственную поддержку;

  • в оптимистичном сценарии предполагается, что правительство будет активно использовать международный опыт других стран и вводить аналогичные стимулы в России.

По итогам семи месяцев 2019 г. рынок электромобилей в России достиг объема в 1914 шт. (188 новых и 1726 подержанных), что, подчеркивают эксперты PwC, уже составляет около 80% оптимистичного прогноза на 2019 г.

При этом, отмечают они, значительного увеличения мер государственной поддержки не произошло, и в случае их активного внедрения можно ожидать сохранения текущих темпов роста.

По результатам 2018 г. в России было продано 2383 шт. электромобилей (новых и подержанных). В общих продажах новых легковых автомобилей доля электромобилей составила 0,14% по итогам года.

На рынке при этом преобладают (более 94% проданных автомобилей) подержанные машины, продажи которых приходятся на Приморский и Хабаровский края, а также Иркутскую область. Большинство (40%) новых электромобилей продается в Москве и Московской области.

Согласно прогнозу PwC, совокупные продажи электромобилей в России будут расти со среднегодовым темпом прироста до 30%, а в Москве — до 60% в период 2018—2025 гг., что эквивалентно росту продаж с 2,4 тыс. до 14,9 тыс. шт. на всей территории РФ.

Добавим к сказанному авторами обзора, что показывать рынку электромобилей в России высокие темпы роста проще в силу известного эффекта низкой сравнительной базы.

В перспективе ближайших лет рост продаж электромобилей, считают эксперты PwC, будет обусловлен следующими факторами:

  • активной поддержкой продаж электромобилей государством;

  • развитием инфраструктуры;

  • снижением стоимости аккумуляторной батареи и адаптации ее режимов эксплуатации под российский климат.

Продажи в России новых легковых автомобилей в январе — июне 2019 г.

Категории легковых а/м (без учета LCV)

Продажи, тыс. шт.

Продажи, млрд руб.

Продажи, млрд долл. США

01—06.19

01—06.18

Изменение

01—06.19

01—06.18

Изменение

01—06.19

01—06.18

Изменение

Отечественные бренды

178

173

2,7%

117

105

12%

1,8

1,7

9%

Иномарки российского производства

465

490

–5,0%

581

585

–1%

9,1

9,3

–3%

Импортные новые автомобили

132

127

3,9%

481

400

20%

7,5

6,4

18%

ВСЕГО

775

790

–1,9%

1179

1090

8%

18,4

17,3

6%

Источник: АЕБ, ФТС РФ, Автостат, анализ PwC

Прогноз рынка новых легковых автомобилей в России, 2019—2025 гг., млн шт.

Год

Значение

2009

1,37

2010

1,78

2011

2,48

2012

2,76

2013

2,61

2014

2,34

2015

1,49

2016

1,31

2017

1,47

2018

1,67

2019

базовый
оптимистичный

1,64
1,68

2020

1,75

2021

1,93

2022

2,06

2023

2,16

2024

2,31

2025

2,47

Источник: PwC