Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесен ряд изменений в главы 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ. Многие из них носят уточняющий характер и являются благоприятными для налогоплательщиков.
Внесенные поправки касаются, в частности, признания в расходах затрат на приобретение основных средств, учета субсидий, доходов и расходов при получении ТСН, УК, ЖСК платы за коммунальные услуги, розничной торговли маркированными товарами, средней численности работников при совмещении ПСН с иными режимами налогообложения. Часть поправок уже вступила в силу.
Единый сельскохозяйственный налог
Со следующего года будет изменена формулировка подп. 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. В действующей редакции этой нормы сказано, что плательщики ЕСХН уменьшают доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 настоящего пункта), в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке. Но упоминаемый в этой норме подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, на основании которого в расходах учитывались суммы НДС по приобретенным товарам, утратил силу с 1 января 2019 г. Это связано с тем, что лица, применяющие ЕСХН, с этого года являются плательщиками НДС и принимают данный налог к вычету или учитывают в стоимости товаров (работ, услуг) в зависимости от того, используются данные товары (работы, услуги) в операциях, облагаемых НДС, или нет. В связи с этим из подп. 24 п. 2 ст. 346.5 НК РФ будут убраны слова «(уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 настоящего пункта)».
В целях упрощения порядка учета расходов на приобретение основных средств с 29 сентября 2019 г. признан утратившим силу абз. 9 подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ. В нем говорилось, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Таким образом, расходы на приобретение основных средств, права на которые подлежат госрегистрации, теперь признаются в общем порядке — с момента их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Уточнен порядок учета в составе доходов субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ такие субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника. В новом абзаце, который введен с 29 сентября 2019 г. в подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ, указано, что данный порядок применяется как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидии в этом же налоговом периоде.
Упрощенная система налогообложения
Скорректирован порядок учета доходов и расходов при получении ТСН, УК, ЖСК платы за коммунальные услуги.
Сейчас на основании подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ не учитываются в доходах средства, полученные ТСН, УК, ЖСК от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями. Со следующего года данная норма будет действовать в новой редакции. В соответствии с ней в доходах не будут учитываться средства, полученные ТСН, УК, ЖСК в оплату оказанных собственникам недвижимости коммунальных услуг, если указанные организации заключили договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.
Такие ТСН, УК, ЖСК не будут учитывать при исчислении налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, в случае, если эти средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Это предусмотрено новым абзацем, введенным в подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, который тоже вступит в силу со следующего года.
Согласно поправкам, внесенным в п. 4 ст. 346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена нулевая ставка для впервые зарегистрировавшихся ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Данное положение вступило в силу 29 сентября 2019 г.
Так же как и плательщикам ЕСХН, упрощенцам больше не нужно для учета в расходах затрат на приобретение основных средств, права на которые подлежат госрегистрации, ждать момента подачи документов на госрегистрацию. Соответствующее положение, содержавшееся в подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, с 29 сентября 2019 г. утратило силу.
В пункт 1 ст. 346.17 НК РФ добавлено положение о том, что правила учета в доходах субсидий, предусмотренные абз. 6 настоящего пункта, применяются как при расходовании средств субсидий после их получения, так и в целях возмещения расходов налогоплательщика, произведенных в налоговом периоде до получения средств субсидий в этом же налоговом периоде. Эта поправка действует с 29 сентября 2019 г.
Единый налог на вмененный доход
Со следующего года в целях ЕНВД не относится к розничной торговле реализация:
-
лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
-
обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов ОКПД 2 и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определяемых Правительством РФ.
Соответствующие поправки внесены в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ. А пункт 2.3 ст. 346.26 НК РФ дополнен положением о том, что право на ЕНВД утрачивается, если налогоплательщик при ведении розничной торговли реализовал товары, указанные в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ. Данное изменение тоже вступит в силу с 1 января 2020 г.
Патентная система налогообложения
Торговля маркированными товарами
Поправки, касающиеся розничной торговли маркированными лекарствами, обувью, одеждой, внесены и в главу Кодекса о патентной системе налогообложения.
В определение розничной торговли, приведенное в подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ, введено положение о том, что реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов ОКПД 2 и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определяемых Правительством РФ, для целей ПСН не относится к розничной торговле.
А согласно поправкам, внесенным в подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, ПСН может применяться при ведении медицинской или фармацевтической деятельности лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с указанным Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
Новым подп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предусмотрена утрата права на ПСН, если в течение налогового периода была произведена реализация товаров, не относящихся к розничной торговле в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.
Вышеуказанные поправки вступят в силу с 1 января 2020 г.
Средняя численность работников
На законодательном уровне решен спорный вопрос, касающийся максимальной численности наемных работников при совмещении ПСН с иными режимами налогообложения. В старой редакции п. 5 ст. 346.43 НК РФ говорилось, что для целей применения ПСН средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем. Из этой формулировки было непонятно, о каких видах деятельности идет речь: только о тех, по которым применяется ПСН, или обо всех видах деятельности бизнесмена.
Позиция Минфина России по данному вопросу менялась. Сначала финансисты считали, что ограничение в 15 человек распространяется только на виды деятельности, переведенные на ПСН (письма от 20.03.2015 № 03-11-11/15437, от 01.09.2014 № 03-11-12/43538, от 22.08.2014 № 03-11-11/42180). Затем они разъясняли, что бизнесмен для целей вышеуказанного ограничения должен учитывать всех работников, в том числе и занятых в видах предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках иных режимов налогообложения (письма от 07.09.2017 № 03-11-12/57528, от 06.12.2016 № 03-11-12/72655, от 28.09.2015 № 03-11-11/55357, от 10.09.2015 № 03-11-11/52295). А в письме от 20.09.2018 № 03-11-12/67188 со ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 01.06.2016 № 306-КГ16-4814 они указали, что ограничение, предусмотренное п. 5 ст. 346.43 НК РФ, не может распространяться на иные режимы налогообложения, поскольку оно находится в главе, регулирующей исключительно ПСН.
Согласно новой формулировке п. 5 ст. 346.43 НК РФ, которая действует с 29 сентября 2019 г., средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, в отношении которых применяется ПСН.
Права субъектов РФ
Субъектам РФ дано право устанавливать следующие ограничения для применения ПСН:
-
по общей площади сдаваемых в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
-
по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 10, 11, 32 и 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
-
по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 45—48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
Это предусмотрено новым подп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, который вступил в силу с 29 сентября 2019 г.
Уточнены положения подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Старая редакция этой нормы позволяла субъектам РФ устанавливать размер потенциально возможного к получению дохода в зависимости от: среднесписочной численности работников; количества транспортных средств, грузоподъемности транспортного средства, количества посадочных мест в транспортном средстве; количества обособленных объектов (площадей); территории действия патентов, определенной в соответствии с подп. 1.1 настоящего пункта.
В новой редакции подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, которая действует с 29 сентября 2019 г., сказано, что потенциально возможный к получению доход может устанавливаться субъектами РФ:
-
на единицу средней численности наемных работников;
-
на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;
-
на 1 т грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 10, 11, 32 и 33 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
-
на 1 кв. м площади сдаваемых в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, земельных участков — по виду предпринимательской деятельности, указанному в подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
-
на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 кв. м площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания — по видам предпринимательской деятельности, указанным в подп. 45—48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
-
в зависимости от территории действия патента с учетом положений подп. 1.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ.
Исчисление и уплата налога
Уточнен порядок исчисления налога по ПСН при получении патента на срок менее календарного года. Действующей редакцией п. 1 ст. 346.51 НК РФ предусмотрено, что по патенту со сроком менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
С 29 октября 2019 г. будет действовать новая редакция этой нормы. В соответствии с ней при получении индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент. А в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых применялась ПСН. Внесение данных изменений потребовалось в связи с тем, что дата начала (окончания) действия патента может быть не только с первого (последнего) числа календарного месяца, но и с другой даты в календарном месяце.
Новым подп. 3 п. 2 ст. 346.51 НК РФ определены правила уплаты перерасчитанной суммы налога. Так, если произведен перерасчет суммы налога в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 346.51 НК РФ, то сумма налога, подлежащая доплате, перечисляется не позднее 20 дней со дня снятия с учета бизнесмена в налоговом органе в соответствии с п. 3 ст. 346.46 НК РФ. Если в результате перерасчета уплаченная сумма налога превысила исчисленную сумму, то возврат излишне уплаченной суммы налога производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.