Запрет на закупку некоторой иностранной продукции предполагается оставить только в целях защиты обороны и безопасности страны. В остальных случаях будет применяться принцип «третий лишний» и ценовые преференции. Также запреты и ограничения больше не будут распространяться на страны ЕАЭС. То есть появится возможность закупать любые товары из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Проект с такими нововведениями подготовил Минпромторг России. Сейчас он опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Минпромторг России подготовил проект постановления по поводу применения национального режима в госзакупках (проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 239 и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“», далее — проект постановления). Проект постановления размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08.10.2019 под ID 01/01/10-19/00095645.
Этот проект связан с другими проектами, которые касаются национального режима:
-
проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. № 9 „Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства“» (размещен 18.05.2018 под ID 02/07/05-18/00080854). В нем установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а именно приборов и аппаратуры для телекоммуникаций, для нужд обороны страны и безопасности государства;
-
проектом приказа Минпромторга России «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. № 239 „Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства“» (размещен 19.03.2019 под ID проекта 01/02/03-19/00089650). В нем установлены запреты в отношении товаров станкоинструментальной промышленности.
Сейчас в проекте постановления об изменении национального режима указано, что новые правила вступят в силу с 2020 г. Изменения не будут применяться к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых будут размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу постановления.
Запреты и ограничения на импортную продукцию
Сейчас в отношении ряда товаров, закупаемых на торгах, действует национальный режим, то есть некоторые иностранные товары нельзя закупать для государственных и муниципальных нужд. Речь идет о товарах легкой промышленности, программном обеспечении, мебели, продукции станкостроения и машиностроения. Национальный режим включает запреты, ограничения и преференции. В проекте постановления предлагается изменить некоторые его правила.
В частности, предлагается оставить существующий запрет только на закупки тех товаров станкоинструментальной промышленности, которые будут использоваться в целях защиты обороны и безопасности страны. Сейчас запрет на поставки импортных промышленных товаров предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
Под закупками в целях защиты обороны и безопасности страны понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ РФ, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также определенных заказчиков на основании перечней товаров, работ (услуг), утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в целях выполнения функций и полномочий заказчиков для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, если заказчик закупает товары для собственных нужд, то на его закупки запреты не будут распространяться. Запрет будет действовать только на закупки в целях защиты обороны и безопасности страны.
В остальных случаях будет применяться принцип «третий лишний» и ценовые преференции. Принцип «третий лишний» означает, что если в торгах участвуют хотя бы две компании, предлагающие российскую продукцию, то заказчик отклонит заявки, в которых предлагается поставка импортных товаров. При этом необходимо, чтобы участвовали не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:
предлагают поставить отдельные виды товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
не предлагают поставить один и тот же вид промышленного товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при сопоставлении этих заявок.
Также в проекте постановления предусмотрен запрет на смешение в одном лоте товара, подпадающего под действие запрета, и товара, в отношении которого не установлено запретительных мер, а также распространение запрета на иностранные товары, приобретаемые в рамках закупки работ или услуг.
К участникам закупок (промышленных товаров, которые указаны в позициях 3, 4, 8—15, 17 раздела I приложения к проекту постановления) будут предъявляться дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров определенных материалов или полуфабрикатов, страна происхождения которых — Россия или государство — член ЕАЭС.
Если законопроект примут, то национальный режим не будет применяться в отношении закупок продукции из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не будет считаться иностранной.
Перечни товаров
В проекте постановления содержится перечень продукции, в отношении которой будет применяться запрет на закупку, если она необходима для защиты обороны и безопасности страны (приложение к проекту).
Также Минпромторг разработал проект постановления Правительства РФ «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». В нем содержится единый перечень товаров, на которые установлены ограничения (размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 08.10.2019 под ID 01/01/10-19/00095648).
Сейчас действует несколько перечней товаров с запретами и ограничениями. За основу возьмут постановление Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 о запретах на допуск отдельных видов иностранной продукции станкоинструментальной промышленности. Если проект примут, то постановления с другими перечнями утратят свою силу. В частности, постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 о запретах в отношении импортных товаров машиностроения, от 11.08.2014 № 791 о запретах в отношении импортных товаров легкой промышленности, от 05.09.2017 № 1072 о запретах в отношении продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, от 20.09.2018 № 1119 об ограничениях в отношении оружия.
Подтверждение производства
В проекте постановления предусмотрено, что подтверждением производства продукции на территории России будут являться сведения из реестра российской промышленной продукции, а подтверждением производства промышленной продукции на территории ЕАЭС — сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС. Для целей осуществления закупок в составе заявки (окончательном предложении) в качестве подтверждения страны происхождения участник закупки должен будет предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности.
Заказчиков обяжут публиковать информацию о результатах закупки товара в течение 10 рабочих дней после заключения контракта или информацию о несостоявшейся закупке в Государственной информационной системе промышленности.
Также в проекте постановления (как и ранее) предусмотрена возможность закупки товаров, происходящих из иностранных государств, в случае, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. При этом подтверждением исключения из установленного запрета будет считаться разрешение Минпромторга России о закупке происходящего из иностранного государства товара.
Подтверждением закупки товаров в рамках реализации программ приграничного сотрудничества будет заключение Минпромторга России, выдаваемое по согласованию с Минэкономразвития России.
Когда запрет на закупку импортных товаров не применяется
№ |
Перечень случаев |
1. |
При наличии разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, выдаваемого посредством государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России |
2. |
При необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки |
3. |
Для закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование |
4. |
Для закупок одной единицы товаров, стоимость которых не превышает 50 000 руб., а также закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I в приложении к проекту постановления) |
5. |
Для закупок одной единицы товаров из указанных в приложении 1 к проекту постановления, стоимость которых не превышает 10 000 руб., и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I в приложении к проекту постановления) |
6. |
Для закупок одной единицы товаров, стоимость которых не превышает 5000 руб., и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 50 000 руб. |
7. |
Для осуществления закупок ФСБ России, ФСО России, Службой внешней разведки РФ, МВД России, Нацгвардией России, Управлением делами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ (за исключением закупок товаров, указанных в позициях 1—24 раздела I, 129—131 раздела IX и в разделе V в приложении к проекту постановления при условии закупки одной единицы товаров, стоимость которых равна или менее 2 млн руб.) |
8. |
При поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О» |
9. |
Для закупок товаров в рамках реализации программ приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Латвия», «Россия — Литва», «Россия — Польша», «Россия — Эстония», программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» |