Налоговики разъяснили, что они не вправе передавать арбитражным управляющим информацию о банковских счетах и имуществе должника, которые находятся за границей. Это не допускается ни НК РФ, ни международными правовыми актами.
Федеральная налоговая служба выпустила разъяснения о выдаче арбитражным управляющим информации о зарубежных счетах и имуществе банкротов (письмо ФНС России от 11.10.2019 № ОА-4-17/20985 «О предоставлении информации о зарубежных счетах и ином имуществе, принадлежащем лицам, в отношении которых инициирована процедура банкротства»).
Налоговая служба отметила, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 102 НК РФ).
Случаи, когда арбитражный управляющий вправе запрашивать информацию о банкроте, перечислены в п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. При этом о сведениях, составляющих налоговую тайну, в этом перечне не сказано.
Кроме того, с 2018 г. ФНС России осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.88 с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010, и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014. Положения этих международных договоров не допускают разглашения информации, полученной в ходе обмена между компетентными органами, иным ведомствам и лицам, кроме тех, которые занимаются установлением или взиманием, принудительным взысканием или уголовным преследованием, вынесением решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяются эти договоры.
Из этого ФНС России сделала вывод, что она не вправе передавать арбитражным управляющим информацию, полученную от компетентных органов иностранных государств.