Продолжив исследование развития безналичных платежей в России, Сбербанк и оператор фискальных данных «Платформа ОФД» пришли к выводу, что уже в 2020 г. такие расчеты впервые могут преодолеть планку в 50%. Читателей должен заинтересовать и новый рейтинг регионов, городов и бизнесов по «безналичности».
В III квартале 2019 г. 48,7% расходных операций, то есть покупок товаров и услуг, было оплачено безналичным способом. Показатель по итогам IV квартала, считают эксперты Сбербанка и «Платформы ОФД», наверняка преодолеет отметку в 50% и в отсутствие форс–мажорных событий в 2020 г. россияне впервые совершат более половины всех трат с использованием карт.
При этом авторы исследования отмечают появление ранних признаков замедления проникновения безналичных платежей. По сравнению с III кварталом 2018 г. их доля выросла на 4,8 п.п., что, по данным исследователей, стало минимумом почти за три года. Статистика ЦБ за указанный период еще не появилась, но при условии совпадения оценок эксперты прогнозируют наименьший прирост год к году с середины 2016 г. Конечно, замечают они, органическое замещение бумажных денег продолжится, но темпы могут несколько снизиться.
В регионах и городах
В III квартале 2019 г. в 26 регионах доля безналичного торгового оборота превысила 50%, хотя еще год назад таких регионов было всего четыре, отмечается в исследовании. Его авторы полагают, что лидеры по этому показателю — Карелия (58,1%), Мурманская область (57,7%) и Коми (56,9%) — в следующем году уже могут преодолеть уровень 60%.
В столичном регионе россияне тоже большую часть покупок совершают по карте (52%), однако Москва и Московская область занимают скромное 19-е место в рейтинге. В целом рост доли безналичного торгового оборота по сравнению с III кварталом 2018 г. продолжается во всех субъектах РФ.
Высокие темпы роста присущи, прежде всего, регионам, которые пока не входят в число лидеров по доле безналичных платежей. Однако уже в двух субъектах стремительное замещение бумажных денег привело к попаданию в список топ-10: это Чукотский АО (54,1%), который сохраняет первое место по темпам роста, и Камчатский край (53,9%, рост на 7,2 п.п. год к году).
Эксперты Сбербанка и «Платформы ОФД» также отдельно проанализировали 300 самых крупных по численности населения городов. По сравнению с I кварталом 2019 г. лидеры не изменились: в III квартале 2019 г. на первом месте находится Петрозаводск с показателем 59,4%, за ним следует Сыктывкар (59,1%). В Северодвинске (57,4%) доля безналичных платежей растет наиболее быстрыми темпами среди городов топ-10 — 5,8 п.п. год к году.
Однако самый стремительный уход от бумажных денег произошел в Белорецке (Республика Башкортостан), где доля безналичного торгового оборота увеличилась более чем на треть (12,5 п.п. год к году). Для сравнения: в Москве прирост оказался меньше среднего показателя для крупнейших городов России — 3,8 п.п. против 4,7 п.п.
В небольших городах развитие инфраструктуры для оплаты покупок по карте находит свое отражение в коэффициенте, позволяющем измерить степень однородности регионов с точки зрения доли безналичных платежей. Тренд на сглаживание различий между субъектами РФ получил продолжение в 2019 г., и с учетом замедления динамики в наиболее «безналичных» городах авторы исследования ожидают сохранения этого тренда.
Самые «безналичные» бизнесы растут медленнее
Бизнес в целом продолжает процесс ухода от наличных расчетов. По данным «Платформы ОФД», средний прирост доли безналичных операций в III квартале 2019 г. составил 5 п.п. год к году, что хорошо согласуется с оценкой Сбербанка (4,8 п.п.). Единственной категорией, где показатель снизился, стали «Гостиницы и отели». Но изменение составляет всего –1 п.п. и, считают исследователи, скорее всего, не будет статистически устойчивым.
Однако в некоторых сегментах все же становится сложнее расти. В категориях «Рестораны», «Кафе и столовые» и «Электроника» проникновение безналичных платежей происходит медленнее. При этом, отмечают авторы анализа, именно они возглавляют список самых «безналичных» бизнесов.
Существенный прирост доли безналичных платежей отмечается в розничной торговле. Показатель по категориям «Супермаркеты», «Гипермаркеты» и «Магазины у дома» увеличился на 6—7п.п. по сравнению с 2018 г. Здесь же, считают аналитики, находится основной потенциал для дальнейшего ухода от бумажных денег, поскольку торговый оборот в этих категориях наиболее крупный.
Они также видят дальнейшее снижение суммы чека как результат проникновения инфраструктуры для безналичных платежей. По итогам III квартала падение среднего платежа составило около 3% год к году, единственное исключение — категория «Одежда», где зафиксирован прирост в 5%. При этом совокупные номинальные объемы безналичных расходов растут в среднем на 14% год к году.
Внедрять везде «безнал» не стоит
Несмотря на весь прогресс электронных систем, в России все еще есть торговые точки, не предоставляющие возможность безналичной оплаты. Доля таковых среди изучаемых потребительских категорий составляет 12%, на которые приходится 3% от совокупного торгового оборота. По оценке экспертов Сбербанка и «Платформы ОФД», в целом по экономике более четверти предприятий (27%) не установили терминалы и до сих пор принимают к оплате только наличные средства, однако на них приходится лишь 9% от совокупных расходов.
Низкая доля оборота в таких точках исследователям неудивительна. Работать без эквайринговых терминалов имеют право только отдельные торговые объекты, выручка которых не превышает 5 млн руб. за предшествующий календарный год, а также юридические лица с совокупной выручкой менее 40 млн руб. за год. Но даже столь небольшие игроки постоянно подключаются к безналичной инфраструктуре. По оценке Сбербанка, доля компаний, не оборудованных эквайринговыми терминалами, сокращается примерно на 1,5 п.п. ежегодно.
Тем не менее, указывают авторы анализа, данные свидетельствуют, что дальнейший рост безналичных расчетов в большей степени зависит от стимулирования потребителей пользоваться картами, а не от расширения сети приема карт.
Чтобы в любом месте можно было рассчитаться картой, потребуется расширить сеть приема на треть, — а это еще 700 тыс. терминалов. Однако это увеличит потенциальный объем расчетов всего на 10%, а с учетом низкого среднего чека значительная часть этих точек будет убыточной. При этом, дополняют аналитики, за пределами их статистики остаются компании, не имеющие обязанностей передавать фискальные чеки в ФНС.
Поэтому, приходят к выводу авторы исследования, вопрос стимулирования торговых организаций по установке терминалов — второстепенный, а физическая инфраструктура успешно развивается и без особых усилий государства: за 1-е полугодие количество торговых терминалов, по данным ЦБ, выросло на 400 тыс. Мощным и достаточным стимулом для торговых и иных организаций по установке терминалов становится желание клиентов расплатиться картой.
С другой стороны, отмечают исследователи, усилия банков по стимулированию потребителей в виде СПАСИБО, кешбэков, бонусов и иных программ лояльности оказываются крайне действенными и необходимыми: в торговых точках, где уже есть терминалы, по картам идет всего около 60% транзакций. То есть основной потенциал роста находится именно на стороне работы с потребителями, заключают аналитики Сбербанка и «Платформы ОФД».