Антимонопольный орган рассказал, в каких случаях закупка недвижимости, которая будет построена, а также готовых объектов расценивается как обход законодательства о госзакупках.
ФАС России подготовила письмо от 24.10.2019 № ИА/93181/19 «По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества». Документ подготовлен в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Одно из разъяснений касается закупок на приобретение объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем. По мнению ФАС России, покупка такого объекта является обходом положений Закона № 44-ФЗ. В частности, закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении условий:
-
о размещении проектной документации;
-
об установлении предквалификационных требований, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99;
-
о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
При проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, эти положения законодательства не применяются.
Таким образом, ФАС России квалифицирует действия заказчиков по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Кроме того, указанные действия органов государственной власти и местного самоуправления квалифицируются как антиконкурентные соглашения между заказчиками и хозяйствующими субъектами, приводящие к устранению конкуренции при закупке объекта недвижимого имущества у «своего» подрядчика.
Еще один момент касается закупок готового объекта недвижимого имущества для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ. Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика созданного объекта недвижимого имущества, что часто используется для ухода от проведения конкурентных способов закупки.
Так, в практике ФАС России выявляет следующие обстоятельства, свидетельствующие о намеренном обходе Закона № 44-ФЗ:
-
заключение муниципального контракта до подписания соглашения о предоставлении субсидии муниципальному образованию;
-
непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольного органа;
-
заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях, по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе;
-
предоставление земельного участка, строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия решения, предусмотренного п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.