СПИК 2.0. Перезапуск механизма и возможные последствия для бизнеса

| статьи | печать

Основной целью введения в российское правовое поле механизма специальных инвестиционных контрактов является улучшение инвестиционного климата в стране. И если поначалу правовое регулирование делало акцент, прежде всего, на привлечение финансов, то недавние поправки в законодательство этот акцент сместили в сторону развития технологий, отменив требование по минимальному размеру инвестиций. Какие выводы можно сделать за пять лет существования нового инструмента инвестиционного стимулирования? Как изменятся специальные инвестиционные контракты, заключаемые по новым правилам? О чем необходимо знать инвесторам? Эти и другие вопросы рассмотрим в материале.

Специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК) предполагает заключение соглашения между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства сторон. Инвестор обязуется освоить производство в России, которое либо напрямую связано с внедрением новых технологий, либо способствует их внедрению. Государство, в свою очередь, обязуется сохранить стабильность налоговых и регуляторных условий на протяжении указанного в контракте срока. Такой инструмент был введен в 2015 г. (Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», далее — Закон о промышленной политике) для стимулирования инновационного и технологичного производства, а также привлечения инвестиций в высокотехнологичные индустрии. Согласно данным Фонда развития промышленности за пять лет существования СПИК было заключено 45 таких контрактов на общую сумму 807,8 млрд руб. в различных отраслях промышленности1.

Данная сумма инвестиций на практике демонстрирует успешность проекта. Механизм привлечения инвестиций через субсидии, налоговые каникулы и нулевые ставки по налогам показал, что инициатива государства, введенная на федеральном и региональных уровнях, в целом выполняет главную поставленную задачу — в реальный сектор российской экономики были инвестированы значительные денежные средства.

Тем не менее бизнес отмечал определенные проблемы в существующем регулировании, которые препятствовали полноценному использованию института СПИК. В частности, в рамках так называемого механизма СПИК 1.0 был ограничен перечень отраслей, потенциальный участник должен инвестировать достаточно крупную сумму (750 млн руб.), чтобы иметь возможность заключить СПИК, и в целом процедуры получения и отчетности в рамках СПИК были достаточно сложными. В связи с этим было принято решение доработать существующий механизм.

Последние изменения законодательства: СПИК 2.0

В августе 2019 г. Президент РФ подписал три федеральных закона, направленных на совершенствование механизма СПИК и объединенных под одним названием «СПИК 2.0»:

Федеральный закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»;

Федеральный закон от 02.08.2019 № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Основные изменения в законодательство вступили в силу 13 августа 2019 г.

По состоянию на конец сентября в Правительство РФ был внесен ряд проектов подзаконных нормативных актов о СПИК, большинство из которых разработало Министерство промышленности и торговли РФ. Принятие данных нормативных актов планируется до конца 2019 г. Это означает, что примерно с начала 2020 г. можно будет приступить к заключению СПИК по новым правилам. Одним из важнейших подзаконных нормативных актов будет утверждаемый Правительством РФ перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов.


СПИК 1.0 и СПИК 2.0: сравнительный анализ

Чтобы сделать выводы о том, насколько регуляторные изменения в отношении СПИК 2.0 окажутся более эффективными для стимулирования притока инвестиций в экономику РФ, проведем сравнительный анализ СПИК 1.0 и СПИК 2.0.

Акцент на инновации.

В рамках СПИК 2.0 акцент c собственно инвестирования будет смещен в сторону передачи и внедрения инновационных технологий. Согласно СПИК 2.0 предмет контрактов может распространяться на разработку технологий для производства продукции, уникальной или конкурентоспособной на мировом рынке согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень технологий будет привязан к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), поскольку в результате внедрения технологий должен быть получен тот или иной продукт. Технологии из данного перечня находятся в сфере регулирования одного из следующих российских ведомств: Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики и Министерства сельского хозяйства. Перечень будет обновляться четыре раза в год, а устаревшие технологии будут из него исключаться (согласно проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов», размещенному на портале regulation.gov.ru под ID 01/01/08-19/00094242).

Конкурсный отбор для заключения СПИК 2.0.

Заключение СПИК будет проходить по результатам открытого или закрытого (в случае технологий военного, специального или двойного назначения для обеспечения обороны страны и безопасности государства) конкурса. Конкурс может проводиться по инициативе инвестора или государства. Без конкурса СПИК может быть заключен по решению президента или в том случае, если на этот конкурс была подана только одна заявка. Следует отметить, что СПИК 2.0 может быть заключен одновременно с несколькими инвесторами (участниками конкурсного отбора).

Ранее контракты заключались в простом заявительном порядке с любым инвестором, соответствующим установленным требованиям.

Инициатор.

СПИК 1.0 инициировать мог только инвестор. Теперь, помимо инвестора, заключение СПИК 2.0 может инициировать РФ или субъект РФ совместно с муниципальным образованием.   

Требования к объему инвестиций.

Минимальное требование об объеме инвестиций, составлявшее согласно СПИК 1.0 750 млн руб., отменяется. Теперь СПИК 2.0 смогут заключить инвесторы с любыми капиталовложениями.

Срок действия СПИК 2.0.

Срок контрактов продлен до 15 лет, если размер инвестиций составит до 50 млрд руб., и до 20 лет — если размер инвестиций превысит 50 млрд руб. Ранее срок действия СПИК был ограничен десятью годами (срок выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет) вне зависимости от суммы контракта.

Участие субъекта РФ.

Согласно СПИК 1.0 существовала возможность заключить федеральный или региональный контракт. Теперь будет действовать единый механизм на территории всей страны и в заключении СПИК 2.0 должны будут участвовать все уровни власти.

Важным нововведением является тот факт, что СПИК 2.0 можно заключить только в том случае, если на уровне законодательства субъекта РФ предусмотрена какая-либо (хотя бы самая минимальная) поддержка инвесторов, заключивших СПИК (например, налоговая льгота, «дедушкина оговорка», упрощенный порядок выделения земельного участка, любая иная мера стимулирования). Поэтому перед подачей заявки инвестору необходимо провести анализ местного законодательства на предмет наличия таких мер.

Документооборот.

Процесс заключения, а также оформление реализации всего проекта в рамках СПИК 2.0 (включая изменение, контроль и расторжение контракта) станет исключительно электронным и будет осуществляться через государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП).

Данное изменение приведет не только к автоматизации всех этапов процесса заключения СПИК 2.0, но и к унификации комплекта документов. Это существенно упростит процесс подачи заявок для инициаторов и участников СПИК 2.0.

Изменения в Налоговый кодекс РФ.

Заключение СПИК позволяет получить льготы по следующим видам налогов: налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.

Ранее данные льготы имели ограничение по срокам действия (например, до 2025 г. для льгот по налогу на прибыль). Согласно СПИК 2.0 срок действия налоговых льгот не ограничен, они будут в силе в течение всего срока действия СПИК.

Также СПИК 2.0 обеспечивает неизменность оговоренных в контракте условий для инвесторов (так называемая «дедушкина оговорка»). Однако стоит отметить, что согласно СПИК 2.0 данный порядок должен быть закреплен в соответствующем подзаконном нормативном правовом акте на дату подписания контракта.

При этом участникам СПИК 2.0 предоставляется выбор:

1) если выручка от предмета СПИК составит 90% и более всех доходов, то применять нулевую ставку по налогу на прибыль возможно будет ко всей налогооблагаемой базе, или

2) если выручка от СПИК составит менее 90%, то нулевая ставка будет применима к налогооблагаемой базе от деятельности в рамках СПИК (при условии раздельного учета доходов и расходов).

Для сравнения, согласно СПИК 1.0 льготная ставка по налогу на прибыль применялась только в случае превышения порога в 90% доходов.

Применение налоговых и неналоговых льгот ограничивается размером государственных расходов: бюджетные вложения в проект прекратятся, если они превысят 50% от вложений инвестора в СПИК. Ранее таких ограничений не было.

Переходные положения

Законодательством предусмотрен переходный период, то есть при запуске механизма СПИК 2.0 механизм СПИК 1.0 продолжит существовать в ограниченном формате.

СПИК 1.0 включается в Реестр СПИК в ГИСП, предусмотренный Законом о промышленной политике. Действующие на настоящий момент 45 федеральных специальных инвестиционных контрактов продолжат действовать в соответствии с их условиями (как и налоговые льготы по таким СПИК). Их изменение и расторжение будут регулироваться старыми правилами.

Новые СПИК будут заключаться только в рамках СПИК 2.0 (после принятия соответствующих подзаконных актов).

Что касается налоговых льгот, то здесь отправной точкой является 1 января 2020 г.: существующие ставки по налогу на прибыль действуют до этой даты, с нее же появляется возможность применения раздельного учета для целей получения льготы по налогу на прибыль. При этом возможность выбора способа применения льготы по налогу на прибыль доступна для СПИК 2.0 и СПИК 1.0, заключенных после 1 января 2017 г. (если такая льгота предусмотрена контрактом).

Алгоритм заключения СПИК 2.0 по инициативе инвестора

Как указывалось выше, перед началом процесса заключения СПИК инвестору необходимо провести мониторинг законодательства субъекта РФ на предмет наличия мер стимулирования для инвесторов. В случае если такие меры не предусмотрены в законодательстве субъекта, возможно начать переговоры с региональными властями на предмет включения в местное законодательство тех или иных мер стимулирования для инвестора, заключающего СПИК 2.0, либо выбрать другой субъект РФ для инвестирования.

Перед заключением СПИК 2.0 инвестор должен обратиться в субъект РФ и в муниципальное образование, где планируется размещение производства, для согласования места производства промышленной продукции. При этом власти должны ответить в течение 10 рабочих дней с даты получения обращения.

После получения согласования от субъекта РФ и муниципалитета места производства инвестор может подавать предложение о заключении СПИК в Минпромторг.

Далее инвестору необходимо подать через ГИСП заявление либо с описанием характеристик продукции, которая может быть произведена на основании технологии, либо с описанием способа производства продукции (в заявлении необходимо дать описание конкурентоспособности продукции на мировом уровне). Данное заявление проходит экспертизу специальными организациями, включенными в соответствующий перечень Правительства РФ.

На основании полученной информации Минпромторг принимает решение о проведении конкурса и начинается сбор заявок (в случае проведения открытого конкурса). На сбор заявок отводится 35—45 рабочих дней, для того чтобы другие потенциальные инвесторы также могли подготовиться к процессу отбора.

Все заявки проверяются по формальным признакам, а также проводится экспертиза рисков и возможностей проектов. Для участия в конкурсе инвестору необходимо подготовить следующие документы:

1) бизнес-план;

2) финансовую модель;

3) план-график инвестиций;

4) документы, подтверждающие возможность привлечения инвестиций;

5) план-график выполнения производственных и технологических операций.

При выборе проектов учитывается объем производства промышленной продукции, срок внедрения технологии и технологический уровень локализации, а также наличие технологии в соответствующем перечне. Помимо этого, проводится экспертная выездная проверка, для того чтобы удостовериться в соблюдении необходимых условий на месте предполагаемого производства.

В итоге специальная комиссия одобряет проект (проекты) с наилучшими результатами проверки и происходит подписание СПИК.

Вкратце алгоритм заключения СПИК 2.0 представлен на схеме.

Преимущества СПИК 2.0 для инвестора

Какие основные преимущества от заключения СПИК 2.0 получает инвестор?

Стабильность условий ведения хозяйственной деятельности.

Стабильность налоговой нагрузки.

Налоговые льготы (налоги на прибыль, на имущество, транспортный и земельный налоги).

Отраслевые и иные субсидии.

Получение статуса «Сделано в России» (Made in Russia), при этом предоставляется отсрочка по выполнению требований локализации.

Доступ к госзаказу в качестве единственного поставщика (при условии инвестирования более 3 млрд рублей).

Льготное получение аренды публичных земельных участков под промышленную площадку.

Создание субъектом РФ объектов инфраструктуры под проект.

Возможные подводные камни: недостатки механизма СПИК 2.0

Несмотря на то, что СПИК 2.0 демонстрирует как упрощение процесса заключения самого контракта, так и улучшение регуляторных условий по сравнению со своим предшественником СПИК 1.0, его применение уже сейчас вызывает много вопросов со стороны бизнеса.

Одним из актуальных вопросов является процесс оценки проекта экспертами комиссии. Механизм СПИК 2.0 не предусматривает привлечения иностранных экспертов. При этом сам по себе механизм достаточно новый для российских реалий. Кроме того, высказывается мнение, что в ряде отраслей промышленности экспертизы российских специалистов может оказаться недостаточно.

Также в законодательстве недостаточно четко прописан порядок проведения выездных проверок в отношении поданных в конкурсе проектов, что на практике приводит к правовой неопределенности для потенциальных участников СПИК.

***

Изменения, внесенные в механизм СПИК 2.0, предполагают значительные улучшения в процессах для обеих сторон контракта: самого бизнеса и государства. Тем не менее не стоит забывать, что субсидирование бизнеса хоть и является важным инструментом стимулирования экономики, но не решает ее структурных проблем. Например, вопрос неразвитой конкурентной среды является значительным препятствием для притока инвестиций. В этой связи СПИК 2.0 — позитивное, но временное решение, больше направленное на селективное улучшение условий инвестиционного климата.

СПИК 2.0 сформулирован так, что акцент фактически делается больше на разработке новых технологий и использовании отечественных НИОКР, чем на распространении инноваций и трансфере результатов мировых исследований. Таким образом, новый механизм может ограничивать вход на рынок новых игроков, использующих в своей деятельности существующие технологии.

Существенное влияние на результативность льгот и стимулов оказывает качество управления как на федеральном, так и на региональных уровнях, дружественность процедур, введение электронного механизма (ГИСП). Однако СПИК 2.0 предполагает подготовку большого количества документов, что создает значительную административную нагрузку на бизнес.  

Следует отметить, что бизнесу обычно требуется время (в среднем два-три года) для того, чтобы оценить применимость новых льгот и начать их применять на практике. Процесс преобразования эффектов в управлении ресурсами в достижение конечных результатов (производительность, новая продукция) может также занять в среднем пять-семь лет.

И поскольку все льготы и стимулы не дают немедленного эффекта, очень важно обеспечить стабильность и предсказуемость условий по СПИК.


1 По данным официального сайта Фонда развития промышленности (https://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/).