Суд по интеллектуальным правам и его Президиум решили, что Роспатент незаконно отказал в регистрации товарного знака «кейкпопс». ВС РФ с такой позицией не согласился. Он констатировал, что обозначение «кейкпопс» указывает на вид товара, известно и используется в этом значении средним российским потребителем. Причем об известности вывод был сделан на основании сведений из интернета.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 31.10.2019 № 300-ЭС19-12932 по делу № СИП-691/2018 |
Заявитель |
ООО «Кондитерская фабрика “Черемушки”» |
|
Ответчик |
Роспатент |
Суть дела
В 2016 г. ООО «Кондитерская фабрика „Черемушки“» (далее — общество) обратилось в Роспатент с заявкой о регистрации в качестве товарного знака словесного обозначения «кейкпопс» как фантазийного в отношении нескольких товаров 30 класса МКТУ (бисквитов, злаковых батончиков, тортов, гамбургеров, чизбургеров, шоколада, пряников, пудингов, напитков чайных, кофейных, шоколадно-молочных и т.д.). По результатам проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства Роспатент принял решение об отказе в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям п. 1 и 3 ст. 1483 ГК РФ. Роспатент посчитал, что в отношении части заявленных товаров 30 класса МКТУ (в частности, изделий кондитерских мучных, а именно пирожных) заявленное обозначение является неохраняемым, поскольку характеризует товары, указывая на их вид и свойства. По мнению Роспатента, слово «кейкпопс» воспринимается современными российскими потребителями как название маленького пирожного, то есть это слово характеризует определенный вид товара. Наименование товара «cakepops», а также его русскоязычный вариант «кейкпопс» стали известны российским потребителям значительно раньше даты подачи обществом заявки. Поэтому его регистрация в качестве товарного знака невозможна (п. 1 ст. 1483 ГК РФ). При этом Роспатент ссылался на упоминания в интернете: поиск «Яндекса» выдавал более 30 млн ссылок на обозначение «кейкпопс».
Общество подало в Суд по интеллектуальным правам заявление о признании решения Роспатента недействительным и об обязании зарегистрировать в качестве товарного знака словесное обозначение «кейкпопс».
Позиции судов
Суд по интеллектуальным правам удовлетворил заявление общества. Он признал решение Роспатента недействительным и обязал его продолжить рассмотрение поданной обществом заявки на регистрацию товарного знака. Президиум Суда по интеллектуальным правам оставил это решение без изменения. Суды не поддержали выводы Роспатента о том, что обозначение «кейкпопс» указывает на вид товара, известно и используется в этом значении средним российским потребителем.
Позиция ВС РФ
СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих инстанций и отказала обществу в признании решения Роспатента недействительным. Коллегия подтвердила, что общество не вправе было требовать регистрации товарного знака «кейкпопс».
Роспатент на основании сведений из интернета установил, что обозначение «кейкпопс» является названием маленького пирожного на палочке, которое придумал кондитер из Атланты Энджи Дадли. Обозначение представляет собой транслитерацию комбинированного английского слова «cakepops», состоящего из слов «саkе» (в переводе «торт», «кекс», «пирожное») и «pops» (в переводе «популярный», «попсовый», «модный»), и образовано путем замены первой части слова «lollipop» (леденец на палочке).
Согласно общероссийской торговой классификации вид товара — это совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и обозначением. Вид товара имеет общее назначение с более крупными структурными единицами (группа, класс), отличаясь от них индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товара — это главные свойства или характеристики, по которым узнается товар.
Вид товара определяется в том числе в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст. В данном классификаторе присутствует такой вид товара, как «пирожные». Вид товара может быть разделен на разновидности в зависимости от используемой классификации. Разновидности товаров представляют собой еще более узкое деление, указывающее на ряд частных признаков, характеристик отдельных видов товаров (п. 175 ГОСТ Р 51303-2013).
В кассационной жалобе Роспатент обратил внимание на то, что под характеристикой товара, в том числе указывающей на его вид, понимается в данном случае не только слово «пирожное», но и указание на его разновидность, например, «эклер», «заварное» и т.д. Обозначения, представляющие собой разновидности товара, также могут быть характеризующими товары, если установлены соответствующие ассоциативные связи, возникающие у потребителей.
Роспатент установил, что обозначение «кейкпопс» используется современными российскими потребителями в качестве названия маленького пирожного из бисквитного теста на палочке. Учитывая, что обозначение «кейкпопс» однозначно воспринимается российскими потребителями в качестве указания на мучное кондитерское изделие (пирожное на палочке) и используется различными лицами в интернете для обозначения кулинарного изделия (маленького пирожного из бисквитного теста на палочке), Роспатент заключил, что данное обозначение приобрело значение вида товара и в отношении товара 30 класса МКТУ «изделия кондитерские мучные», а именно пирожное, оно характеризует товар.
Таким образом, Роспатент на основании информации из интернета сделал, по мнению ВС РФ, правомерный вывод о том, что заявленное обществом на регистрацию обозначение характеризует товар, указывая на его вид, свойства (пирожное на палочке), и воспринимается потребителями в качестве указания на мучное кондитерское изделие.
Вывод о возможности восприятия заявленного на регистрацию в качестве товарного знака обозначения как указания на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ его производства или сбыта может оказаться достаточным для принятия решения об отказе в его регистрации в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ.
Следовательно, заявленному обозначению, характеризующему товар, не может быть предоставлена правовая охрана, а обществу — исключительное право на его использование, так как у любого лица может возникнуть необходимость использовать в гражданском обороте обозначение «кейкпопс», которое характеризует товар — пирожное на палочке.
Учитывая, что обозначение «кейкпопс» указывает на вид товара 30 класса МКТУ (пирожное), относящегося к мучным кондитерским изделиям, Роспатент обоснованно сделал вывод о том, что для иных товаров 30 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки и не относящихся к упомянутым пирожным, заявленное обозначение является ложным и способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида товара и его свойств. Поэтому регистрация такого обозначения противоречит и подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ.