Возникает ли у участника ООО доход в виде дивидендов, если он отказался от их получения в пользу организации? Разъяснения на этот счет содержатся в письме Минфина России от 23.10.2019 № 03-04-06/81252.
Финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Общее собрание участников ООО приняло решение о частичном распределении прибыли и выплате дивидендов пропорционально долям участников. Позднее один из участников организации отказался от получения дивидендов и просил учитывать эти денежные средства на балансе организации как нераспределенную прибыль. Компания как налоговый агент исчислила и удержала НДФЛ только с тех дивидендов, которые были фактически выплачены участникам. Ее интересовало, должна ли она была удерживать НДФЛ с дивидендов участника, который от них отказался.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Дивидендом признается любой доход, полученный участником от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, пропорционально долям участников в уставном капитале этой организации (п. 1 ст. 43 НК РФ). По доходам от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, исчисляет и уплачивает НДФЛ налоговый агент отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов (п. 3 ст. 214 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Исходя из вышеприведенных норм, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что день отказа участника от причитающихся дивидендов в пользу организации, которая их выплачивает, является датой фактического получения им дохода в виде дивидендов. Соответственно, такой доход подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.
Такие разъяснения Минфин России давал и раньше (письмо от 04.10.2010 № 03-04-06/2-233).
Вывод финансистов вполне логичен и соответствует нормам главы 23 НК РФ.
Как мы уже указывали выше, в налоговую базу по НДФЛ включаются не только доходы, которые фактически получены налогоплательщиком (в денежной или натуральной форме), но и доходы, право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).
При распределении компанией дивидендов в пользу участника у него появилось право на их получение. Участник принял решение оставить их в компании. То есть он распорядился доходом, право на который у него возникло. А значит, такой доход в виде распределенных в пользу участника дивидендов в силу положений п. 1 ст. 210 НК РФ подлежит обложению НДФЛ.
Но в какой момент нужно исчислить налог? Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ налоговые агенты исчисляют НДФЛ на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Так как дивиденды выплачиваются деньгами, участник распорядился доходом в денежной форме. Для таких доходов датой их получения считается день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ). Отказавшись от дивидендов, участник фактически дал поручение компании на их перечисление на счета третьих лиц (в данном случае компании). Следовательно, датой получения дохода будет день отказа участника от дивидендов, как и указал Минфин России в комментируемом письме.