Компании нередко выдвигают налоговикам претензии по поводу затягивания ими сроков выездной проверки в связи с ее приостановкой и последующим продлением. В решениях по жалобам от 30.09.2019 № СА-4-9/19918@ и от 23.09.2019 № СА-4-9/19303@ ФНС России высказала свою позицию на этот счет.
Документы контрагентов и компании
Одним из оснований для продления выездной проверки является непредставление контрагентами проверяемого лица запрашиваемых налоговым органом документов. Кроме того, проверка может быть продлена, если по просьбе проверяемой компании налоговики продлили срок представления запрошенных документов и этот срок вышел за рамки проверки.
Претензия компании
В решении от 30.09.2019 № СА-4-9/19918@ ФНС России рассмотрела следующую ситуацию.
Инспекция 20 декабря 2018 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Но через два дня (22 декабря) проверка была приостановлена в связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов компании. Возобновили проверку только 4 февраля 2019 г.
В дальнейшем проверка неоднократно приостанавливалась по тому же основанию (необходимость истребования документов у контрагентов) — с 15 февраля по 21 марта, с 26 марта по 27 мая, с 29 июня по 9 августа.
9 августа 2019 г. инспекция затребовала у компании документы. В ответ на это требование компания 12 августа уведомила, что не сможет подготовить документы в срок, указанный в уведомлении.
Инспекция направила в Управление ФНС России запрос о продлении срока проведения выездной проверки. По результатам его рассмотрения было вынесено решение от 15.08.2019 о продлении срока проведения проверки до четырех месяцев. В решении указано, что основанием для продления является непредставление компанией в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения такой проверки, и непредставление контрагентами документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 5 ст. 93.1 НК РФ.
Это решение послужило основанием для обращения компании с жалобой. Она отметила, что выездная проверка неоднократно приостанавливалась инспекцией по независящим от компании причинам. По мнению компании, непредставление контрагентом документов о деятельности проверяемого лица не может быть основанием для продления срока проверки, поскольку перечень лиц, у которых запрошены документы, налоговым органом не конкретизирован и компании неизвестно, осуществляют ли данные лица в настоящее время деятельность. Кроме того, необоснованным является продление проверки по причине непредставления документов самой компанией. Она указала, что запрашиваемые документы направлялись ей в пределах продленных налоговым органом сроков.
Вердикт федералов
Отвергая доводы компании, ФНС России указала следующее.
Пунктом 1 ст. 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ запрошенные документы представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если компания не имеет возможности в течение этого срока их направить, она должна письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин. На основании этого уведомления руководитель налогового органа решает, продлить или нет срок представления документов.
В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. Он может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. В рассматриваемой ситуации двухмесячный срок проверки с учетом ее приостановок и продлений истек 16 августа 2019 г.
Компания уведомила инспекцию, что не сможет представить запрошенные документы в срок, указанный в требовании от 09.08.2019. На основании этого уведомления инспекцией был продлен срок для направления документов до 9 сентября 2019 г. И поскольку этот срок вышел за пределы проведения выездной проверки (за 16 августа), довод компании об отсутствии оснований для продления срока проведения проверки является необоснованным.
ФНС России также указала, что в соответствии с Приложением № 6 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки» к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ непредставление контрагентом документов о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 5 ст. 93.1 НК РФ, является одним из оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки. При этом ни указанным Приложением № 6, ни формой решения, рекомендованной письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@, не предусмотрено отражение в решении о продлении срока проведения проверки перечня контрагентов и иных лиц, не представивших налоговому органу соответствующие документы (информацию).
В ходе проверки налоговым органом 30 июля и 6 августа 2019 г. у контрагентов компании были затребованы документы. На дату вынесения решения о продлении проверки (15 августа 2019 г.) данные документы не были представлены. Поэтому довод компании о необоснованности продления проверки в связи с непредставлением ее контрагентами запрошенных документов тоже является необоснованным.
Специалисты налогового ведомства также отметили, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.
В результате ФНС России оставила жалобу компании без удовлетворения.
Ранее представлявшиеся документы и вызов свидетелей
В решении от 23.09.2019 № СА-4-9/19303@ ФНС России рассмотрела жалобу компании, связанную с затягиванием налоговиками выездной налоговой проверки.
Претензия компании
Инспекция 27 сентября 2018 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Срок ее проведения был продлен на четыре месяца решением от 23 мая 2019 г. Основанием для этого явились:
-
непредставление компанией в установленный срок истребуемых документов;
-
неявка и уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
Компания посчитала данное решение необоснованным. Она указала, что за время проверки в ответ на выставленные требования она направила все необходимые документы и ею соблюдены все установленные сроки их представления. Это подтверждается отсутствием сведений о привлечении компании к ответственности по ст. 126 НК РФ.
В отношении продления проверки из-за неявки свидетеля компания отметила, что за такое деяние предусмотрена ответственность по ст. 128 НК РФ. Однако работники компании к ответственности по этой статье не привлекались.
Вердикт федералов
ФНС России выяснила, что инспекцией 9 апреля 2019 г. было выставлено требование о представлении компанией документов по расчетам с одним из контрагентов за 2016—2017 гг. В ответ компания уведомила налоговиков, что данные документы она уже представляла в 2017 г. по требованиям от 27.11.2017 и 12.07.2017.
Однако по требованию от 12.07.2017 компания направляла в инспекцию документы только за 2017 г. А в рамках текущей проверки у нее запрашивались документы и за 2016 г. А что касается требования от 27.11.2017, то по нему компания направила не все документы, которые запрашивались в рамках текущей выездной проверки. Поэтому довод компании о представлении документов по требованиям инспекции в полном объеме не соответствует фактическим обстоятельствам.
ФНС России указала, что непривлечение компании к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, не опровергает факт непредставления ею в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки. А привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 128 НК РФ за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу в качестве свидетеля, не являются необходимыми условиями для продления срока проведения проверки.
В результате ФНС России отказала компании в удовлетворении жалобы.