Цифровизация, захватывая все новые и новые сферы деятельности российских компаний, добралась и до кадрового документооборота. Активно разрабатываются новые решения для автоматизации HR-процессов, обещающие множество бенефитов (как в плане управленческих решений, так и в плане экономии денежных средств). Системы, которая идеально подошла бы для любого предприятия, не существует, что является неким тормозом на пути процесса. Кроме того, многие компании опасаются рисков электронного документооборота в условиях, когда трудовое законодательство отнюдь не дружелюбно к новым технологиям, например, к электронным цифровым подписям. Однако даже уже судебная практика показывает: при соблюдении разумных мер предосторожности никаких препятствий для электронного оборота документов в кадровой службе нет. Об этом говорилось на вебинаре «Цифровизация HR-процессов: внедрять нельзя откладывать», организованном компанией DIRECTUM.
Возможны ли вообще электронные кадровые процессы в ситуации, когда вопросы юридической значимости документов окончательно не разрешены текущим законодательством? Как вовлекать работников в электронный кадровый документооборот? Что нужно делать, чтобы все сотрудники, в том числе не закрепленные за автоматизированными рабочими местами, могли пользоваться электронными кадровыми процессами? На эти и многие другие вопросы в ходе вебинара отвечали Артем Пермяков, директор по перспективному развитию компании DIRECTUM, и Гузель Муллахметова, руководитель проектов развития бизнеса той же компании.
Отношение к «цифре» как показатель уровня компании
Кадровое делопроизводство остается той областью, которая наименее всего автоматизируется современными компаниями. Почему так происходит? До определенного момента существовали законодательные барьеры для автоматизации кадровых процессов. Для наглядности выделим несколько уровней степеней автоматизации в компаниях (см. табл. 1).
Первый уровень — точка отсчета. Это такой уровень, на котором все документы подписываются и хранятся в бумажном виде. Следующие уровни, которые мы назовем «Классический» и «Частичный», подразумевают, что бизнес-процессы автоматизируются, документы создаются в электронном виде, но на финальном этапе они полностью или частично распечатываются и хранятся на бумаге. В компаниях, достигших этих уровней, большое количество участников вовлечено в информационные системы. В основном это те участники, у которых есть автоматизированное рабочее место, и они, соответственно, могут выполнять определенные действия в информационной системе.
На самом продвинутом уровне («Инновационный») практически все процессы автоматизированы, все участники вовлекаются в процесс посредством альтернативных вариантов доступа. Но что здесь наиболее важно? То, что контент на уровне «Частичный» сохраняется в электронном виде. Это принципиальный момент: документ не только создается, но и подписывается электронной подписью, хранится в «цифре» без дублирования на бумажном носителе.
Сегодня у российских компаний есть все основания для того, чтобы переходить на новую степень цифровизации. Одним из таких оснований является экономическая целесообразность. Благодаря использованию безбумажных технологий процессы в компании ускоряются, становятся прозрачными, более контролируемыми, и уже только за счет этого компания получает ощутимый бизнес-эффект. Немаловажным фактором становится то, что сокращаются издержки на хранение бумажных документов. Сюда входят затраты и на печать, и на транспортировку, и на аренду складских площадей.
Говоря о финансовой составляющей бумажного документооборота, надо учитывать, что речь идет не просто о расходах на бумагу и не только о закупке расходных материалов для принтера. Традиционный документооборот подразумевает большое количество логистических операций, требующих времени, трудозатрат, складских площадей.
Приведем пример. Сбербанк не так давно огласил, что в год на хранение бумажных документов тратит 2,5 млрд руб. Совокупный объем бумажной документации, лежащей в архивах, — 12 млрд листов.
Как отметили эксперты, кадровые документы могут составлять до 15—20% от всего объема документов в организации.
Ведомственный эксперимент: регулирование будет развиваться
Своеобразным толчком для ускорения внедрения электронного документооборота стали, конечно, законодательные инициативы, которые активно обсуждаются сообществом. Зачин сделал Минтруд России, ставший идейным вдохновителем и организатором эксперимента, начавшегося в 2018 г.
В октябре Минфин России подвел итоги эксперимента. Участники обратили внимание на некоторые недостатки и высказали ряд замечаний, которые легли в основу дальнейшей работы по внедрению электронного документооборота.
Эксперимент решено продолжить и в 2020 г. Компании, которые захотят принимать участие в этом эксперименте, с 2020 г. смогут по определенному перечню, который утвердит правительство, участвовать в эксперименте и не вести бумажное делопроизводство вообще, дублирование на бумажном носителе не предполагается. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ.
Одним из основополагающих вопросов, на который в ходе эксперимента должен быть найден ответ, — вид применяемой работником электронной подписи. Законопроект на данный вопрос отвечает так: электронная подпись может быть выбрана на «вкус» работодателя. А вот сам работодатель может применять исключительно усиленную квалифицированную электронную подпись. Также законопроект определяет специальные виды документов, для которых с обеих сторон предусматривается применение усиленной квалифицированной электронной подписи. Это так называемые высокорисковые документы, такие как трудовой договор, дополнительное соглашение к ТД, договор о материальной ответственности и т.д.
Законопроект раскрывает и вопросы выдачи электронных документов работнику и третьим лицам по запросам. Для работника предусмотрен постоянный доступ к электронным документам в режиме 24/7. Ему предоставляется возможность просмотра и печати документов. Запланированы два варианта выдачи документов на основании заявления: в бумажном виде, заверенные надлежащим образом, и в электронной форме. В последнем случае документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью. Аналогичный порядок закрепляется и для документов, предоставляемых третьим лицам.
Вопросы хранения документов проект Минтруда затрагивает лишь частично, указывая, что работодатели обязаны обеспечивать сохранность документов в соответствии с законодательством об архивном деле. Более детально порядок хранения прописан в других законопроектах.
Трудовой кодекс подвергнут цифровой трансформации
Следующей законодательной инициативой, значимой для цифровизации кадровых процессов, является законопроект об изменениях в Трудовом кодексе РФ (зарегистрирован в электронной базе нижней палаты парламента под № 736455-7). Инициаторами данного документа выступила группа депутатов Госдумы во главе с П. Крашенинниковым. Проектом предлагается ввести понятие юридически значимых сообщений.
принять к сведению
С 23.03.2018 по 01.10.2018 Министерство труда и соцзащиты РФ проводило эксперимент по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений. Правила его проведения были определены Приказом Минтруда от 26.03.2018 №194. В эксперименте приняли участия ряд крупнейших компаний страны – ОАО «Российский железные дороги», АО «Газпромбанк», ПАО «АВТОВАЗ», ПАО «РОСБАНК», ПАО «Мечел», АО «Северсталь Менеджмент», ПАО «Ростелеком», ООО «Яндекс».
Основными задачами эксперимента являлись:
апробация механизма возможности ведения работодателем кадровых документов в электронном виде;
оценка затрат и выявление проблем от ведения кадровых документов в электронном виде;
подготовка предложений по оптимизации документов, обязательных для ведения работодателем в сфере трудовых отношений;
подготовка предложений по внесению законодательства РФ.
По замыслу законодателей, таковыми должны считаться заявления, уведомления, обращения — документированные формы взаимодействия двух сторон трудового договора. Любопытный момент: если ранее и сейчас ТК РФ предусматривает обращение с такими, юридически значимыми, сообщениями лично, то в будущем, предполагают авторы проекта, они будут передаваться с помощью разного рода информационных средств. Причем планируется, что юридические последствия таких сообщений будут наступать с момента доставки. Если, допустим, работник не прочитал по каким-то своим причинам адресованный ему документ, но система зафиксировала факт доставки, то он уже не сможет ссылаться на то, что не был уведомлен. Работодатель признается выполнившим все формальные требования. А следовательно, и правовые последствия, вытекающие из данного сообщения, уже возникают. Да что там говорить, если законопроект разрешает даже заключение трудового договора в электронном виде путем обмена соответствующими цифровыми документами.
С чего начать переход на «цифру»
По данным, собранным и проанализированным специалистами DIRECTUM, большинство компаний на российском рынке сейчас находятся на средних уровнях («Классический» и «Частичный») развития кадрового электронного документооборота. Бизнес-процессы автоматизированы, а финальный этап фиксируется и заверяется в бумаге. Но движение к всеохватной «цифре» уже заметно. Что характерно, этот тренд задают большие компании, например МТС и Obi. Они уже сейчас переходят к электронному документообороту, стремясь окончательно убрать бумагу как артефакт из своих офисов, оставляя ее на заключительном этапе договорных отношений. Но даже такой подход ведет к оптимизации HR-процессов, как в сфере организации труда, так и в финансовой области.
Перед теми организациями, которые решили следовать тренду на цифровизацию, прежде всего встает вопрос: что, какие документы стоит переводить в электронный вид в первую очередь? Эксперты DIRECTUM уверяют, что в первоочередном порядке переводу подлежат, если так можно сказать, «массовые» документы: заявления, объяснительные, документы об ознакомлении с приказом. То есть цифровизацию надо начинать с тех документов, которые дают основной вал бумаги, но при этом их отсутствие или неправильное оформление несут для работодателя наименьший риск.
Эксперты предостерегают от попыток сразу же перевести в электронный вид трудовые договоры. В конце концов, договор подписывается один раз. Может быть, при развитии карьеры работника к нему будет заключено некоторое количество дополнительных соглашений. Это несколько документов в год. Капля в море! А, к примеру, «массовые документы» — это большой поток документов на каждого человека.
Электронные подписи: используйте возможности каждой
Теперь что касается электронных подписей, задействованных в цифровом документообороте. Каким из них отдать предпочтение? В ходе дискуссий в Экспертном клубе DIRECTUM участники пришли к выводу, что не надо ограничиваться одним-двумя видами. Идеальным вариантом является использование целого микса подписей. Объясним подробнее.
Российское законодательство знает несколько видов цифровой подписи.
цитируем документ
Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — квалифицированная электронная подпись).
Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ)
У каждого из видов цифровой подписи есть свои плюсы и минусы. Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый надежный вариант. Ее можно проверить «снаружи», она обеспечивает неизменность документа, при ее наличии не нужно подписывать никаких соглашений участников электронного взаимодействия, но она и обходится недешево, особенно учитывая, что каждый год УКЭП надо перевыпускать. А если компания использует не «облачную» УКЭП, возникают логистические сложности: каждый раз требуется выдавать соответствующие токены большому количеству сотрудников.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись дешевле в обращении, компания использует свой собственный удостоверяющий центр, но и она требует ежегодного перевыпуска. Кроме того, использование УНЭП подразумевает заключение соглашения участников электронного взаимодействия. Как говорит Закон № 63-ФЗ, все сотрудники должны с ним ознакомиться и его принять. Проверить такую подпись «снаружи», поскольку она выпускается неаккредитованным удостоверяющим центром, нельзя.
Простая электронная подпись по цене выгоднее двух предыдущих, не нуждается в перевыпуске, затраты на логистику минимальны. Но она не обеспечивает возможности проверки, не обеспечивает неизменность, целостность документа. Для того чтобы максимально соединить плюсы от разных видов подписей, идеальным решением является комбинированное их применение. При таком подходе работники получают доступ к простой электронной подписи, менеджмент в зависимости от функционала — к УНЭП и УКЭП.
Судебная практика в тренде цифровизации
Надо отметить, что эффект от перевода документооборота в электронный выше тех издержек, которые, как многие опасаются, можно понести при рассмотрении споров, вызванных применением Закона № 63-ФЗ, в судах и государственной инспекции по охране труда. Основные нововведения, связанные с внедрением цифровых технологий в кадровой сфере, существуют пока лишь на уровне законопроектов, у многих компаний остается доля скептицизма в отношении того, примут ли суды доказательства в виде электронных документов. Действительно, законодательство не успевает за темпами развития технологий, но справедливости ради скажем, что и суды это понимают. Судебная практика свидетельствует: ориентироваться исключительно на Трудовой кодекс РФ нельзя, поскольку он был принят еще в 2002 г. и, по сути, никак в части перевода документов в электронный вид не развивался. Законодатель в Законе № 63-ФЗ продемонстрировал более современный подход, и судьи этот сигнал услышали.
Так, суды указывают, что специальное законодательство в сфере электронной подписи допускает использование электронной подписи наравне с обычной подписью в бумажном виде.
цитируем документ
...Из обстоятельств дела следует, что в Банке принят электронный документооборот, посредством которого осуществляется ознакомление работников с локальными нормативными актами, непосредственно касающимися их трудовой деятельности. Принятая в Банке система построена таким образом, что работник входит в систему электронного документооборота под своим индивидуальным паролем, знакомится с локальным нормативным актом, посредством своей электронной подписи подтверждает факт ознакомления, при этом система электронного документооборота позволяет зафиксировать, что работник ознакомился с документом.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Банк требование трудового законодательства об обязательном ознакомлении работников с локальными нормативными актами, непосредственно касающимися их трудовой деятельности, не нарушил.
Ссылку представителя Государственной инспекции труда в <...> о том, что роспись работников с принимаемыми локальными нормативными актами обязательно должна быть в бумажном виде, суд находит необоснованной.
Действительно, положения ст. 22 Трудового кодекса РФ предписывают работодателю знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Однако следует учесть, что Трудовой кодекс РФ был принят в 2001 г., когда еще не существовало законодательства об электронной подписи.
С принятием в 2011 г. Федерального закона «Об электронной подписи» введена возможность использования электронной подписи, при этом, как уже было отмечено, в соответствии с положениями п. 2 ст. 6 данного федерального закона при наличии соглашения между участниками электронного взаимодействия информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Из решения Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 16.01.2014 по делу № 2-1091/2014
Как видим, суд придерживается прогрессивной позиции. При наличии в компании системы электронного документооборота, если она функционирует при соблюдении всех необходимых условий, апеллировать к буквальному соблюдению норм ТК РФ о собственноручной подписи работника не обязательно.
Но что же это за необходимые условия?
Эксперты DIRECTUM рекомендуют своеобразный чек-лист готовности участников электронного документооборота к судебным спорам:
1. В организации должен быть сформирован регламент, определяющий применяемый вид электронной подписи и основные положения электронного взаимодействия.
2. Сотрудник должен быть присоединен к данному регламенту, что должно подтверждаться, например, заявлением о присоединении, а такое заявление должно быть подписано работником собственноручно.
3. Дополнительно порядок обмена можно указать в трудовом договоре.
4. При использовании в организации ПЭП/УНЭП должны быть установлены правила их применения.
5. При применении УНЭП, согласно требованиям Закона № 63-ФЗ, организация обязана разработать положение об удостоверяющем центре.
6. Следует обеспечить установление лица, подписавшего электронный документ или ознакомившегося с ним. В усиленной электронной подписи информация о ее владельце содержится в сертификате, в простой — в ее реквизитах. В правилах применения необходимо закрепить невозможность передачи конфиденциальных ключей электронной подписи. Дополнительно, хотя бы с точки зрения информационной безопасности, необходимо разработать и применять доменную политику паролей. Это позволит идентифицировать конкретного сотрудника, который трудился на конкретном автоматизированном рабочем месте за определенным компьютером. В правилах нужно указать, что пароли от домена учетной записи есть только у работника, что у него есть обязанность соблюдать их конфиденциальность и не передавать третьим лицам.
7. Опционально эксперты советуют предусмотреть возможность предоставления логов электронной системы (специальные файлы, в которых протоколируются определенные действия пользователя или программы на сервере) для проведения технической экспертизы.
Передаем документы работнику: как и что учесть?
Есть несколько вариантов решения проблемы доступа сотрудников, у которых нет автоматизированного рабочего места, к ИС. Наиболее простой и распространенный — обеспечение удаленного доступа через систему личных кабинетов. Зная пароль и логин, работник легко может войти в систему хоть из дома, хоть из интернет-кафе. Есть и более прогрессивные решения. Функционал корпоративной ИС может быть доступен через мобильные устройства (смартфон), оборудованные соответствующими программными продуктами. Разработчики ПО предлагают также для кадровых процессов использовать чат-боты. Особенностью чат-ботов является то, что они в целом ориентированы на выполнение конкретных действий. При такой организации информационного взаимодействия у работника на устройстве имеется определенный набор кнопок, нажимая на которые по подсказкам робота работник так или иначе выражает свою волю.
Одним из вариантов является использование терминалов самообслуживания. Эта сфера сейчас активно развивается, представляет все новые формы модели терминалов под разные задачи и с разными степенями защиты. Так, пользователь может по разовому паролю, по ключу доступа, с помощью штрих-кода попасть в корпоративную систему и выполнять там необходимые действия.
Если с техническим обеспечением кадрового документооборота никаких сложностей на сегодняшний день нет, то в плане доказательственной базы, ввиду недоурегулированности «цифры» в законах, для работодателя существует риск того, что работник откажется признать факт получения электронного документа. Чтобы свести опасность такого развития событий к минимуму, эксперты советуют следующее. Можно выгружать документы на съемный носитель (на флешку, на личное устройство), можно отправлять их на личную электронную почту работника (адрес которой нелишним будет прописать в трудовом договоре). Есть и возможность использования различных облачных сервисов. Также DIRECTUM рекомендует при передаче документов формировать акт выгрузки и подписывать его усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя.
Выбираем систему для кадрового документооборота
В какой информационной системе можно реализовывать кадровый документооборот? Существует большое количество систем, даже классов систем. При всем многообразии выбора компания, размышляющая над тем, на какой из ИС остановиться, должна учитывать следующее. Информационная система, которая тем или иным образом затрагивает кадровые процессы, должна консолидировать данные о сотрудниках и обеспечивать их взаимодействие не только по горизонтали (между собой), но и по вертикали — вплоть до кадровой и IT-служб, генерального директора. Поскольку в кадровых процессах участвуют все сотрудники организации, не только офисные, следует обеспечить удаленный доступ к ИС.
Система должна уметь формировать документы. В идеале видится такая ситуация, когда документы будут автоматически создаваться и дополняться из информационной системы. ИС должна обеспечивать длительное хранение документов, в особенности кадровых, как того требует законодательство.
Эксперты DIRECTUM проанализировали наиболее распространенные ИС на предмет соответствия указанным критериям. Идеальных не нашлось, но определенные выводы сделать можно. С результатами можно ознакомиться на схеме 2.
Идеальное решение для автоматизации HR-процессов должно максимально удовлетворять потребности рынка. Как его видят в DIRECTUM? ИС закрывает почти все области работы с сотрудниками на различных этапах, начиная с рекрутинга. ИС позволяет вести базу кандидатов, назначать встречи с наиболее успешными из них, согласовывать необходимость проведения собеседований с кандидатом, формировать отчет о собеседовании. Далее следует прием сотрудников на работу. Здесь мы говорим не только о подписании необходимых документов, а создаем четко выстроенный процесс выхода на работу: готовим учетную запись, пропуска, пароли. Далее система отслеживает и сопровождает всю трудовую деятельность в компании: приказ о приеме на работу, перемещения по сетке штатного расписания, обучение и переобучение работника, отпуска и больничные, командировки и т.д.