При разводе супругов встает вопрос о разделе совместно нажитого имущества. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ разъяснила, как распределяются между супругами доходы одного из них от предпринимательской деятельности за время брака, если фактически они были получены уже после его прекращения (Определение от 01.10.2019 № 78-КГ19-41).
Суть дела
Брачные отношения между супругами были фактически прекращены с 1 августа 2015 г. Официально брак расторгнут 1 марта 2016 г.
В период брака супруг вел предпринимательскую деятельность как индивидуальный предприниматель. После фактического прекращения брачных отношений он получал денежные средства за работы и услуги, оказанные до 1 августа 2015 г. Их общая сумма составила более 10 млн руб. Супруг считал, что эти деньги, полученные после прекращения брачных отношений, являются его личной собственностью и не подлежат разделу между супругами.
Но супруга с этим не согласилась и подала иск в суд. В нем она просила признать спорные денежные средства совместно нажитым имуществом супругов и взыскать с супруга половину этих денег.
Решение судей
Суды первой и апелляционной инстанций отказали супруге в удовлетворении исковых требований.
В ходе судебных заседаний супруги подтвердили, что брачные отношения между ними, а также совместное проживание и ведение общего хозяйства фактически прекращены 1 августа 2015 г. Спорные доходы супруг получил уже после фактического прекращения между супругами брачных отношений. Поэтому этот доход является единоличной собственностью супруга и распределению между бывшими супругами не подлежит. Супруга не представила доказательств, что обязательства по договорам, в счет исполнения которых супругом были получены денежные средства, возникли в интересах семьи. Также супруга не доказала, что спорные денежные средства использовались супругами для личных или семейных нужд, то есть представляли собой их совместную собственность.
В результате суды указали, что спорные денежные средства являются доходом супруга, полученным в процессе предпринимательской деятельности после прекращения между сторонами семейных отношений. Данное имущество не является совместно нажитым имуществом, поскольку в совместную собственность супругов входят только предпринимательские доходы, передаваемые в бюджет семьи. Остальные доходы от предпринимательской деятельности являются собственностью супруга-предпринимателя.
Позиция Верховного суда
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с подходом судов не согласилась. Она отметила, что в соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 № 15, общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу, является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество. Данное имущество в силу ст. 128, 129, п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан независимо от того, на имя кого из супругов или кем из супругов оно было приобретено или кем внесены денежные средства.
К объектам гражданских прав относятся в том числе имущественные права (ст. 128 ГК РФ), которые, в свою очередь, включают в себя и право на получение встречного предоставления от контрагента. В пункте 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 № 54 разъяснено, что встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Согласно п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Судебная коллегия указала, что такая плата (иное встречное предоставление) будет являться доходом от предпринимательской деятельности. А к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся в том числе доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 34 СК РФ). Таким образом, для правильного разрешения спора важен период времени, в котором у супруга-предпринимателя возникло право на получение встречного предоставления (денежных средств) по сделкам.
Супруг не оспаривал, что спорные денежные средства являются доходом от предпринимательской деятельности, осуществляемой им в период брака. Наличие задолженности контрагентов на момент прекращения фактических брачных отношений им также не оспаривается. Данный факт подтверждается выписками по банковским счетам бизнесмена и назначениями платежей в платежных поручениях. Таким образом, ссылки судов на то, что спорные денежные средства являются доходом супруга, полученным после прекращения брачных отношений, ошибочны.
Судебная коллегия признала необоснованными доводы судов о необходимости приведения супругой доказательств того, что обязательства, в счет исполнения которых контрагенты перечислили бизнесмену денежные средства, возникли в интересах семьи. В статье 34 СК РФ четко определено, что доходы от предпринимательской деятельности относятся к общему имуществу супругов.
По результатам рассмотрения спора Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ пришла к следующему выводу. Поскольку предпринимательская деятельность осуществлялась супругом в период брака и условия данной деятельности предусматривали поступление от нее дохода, фактическое перечисление денежных средств на счет супруга после прекращения брака не изменяет их режим общего имущества супругов и не лишает бывшего супруга права на получение части этих средств. При новом рассмотрении дела судам следует учесть вышесказанное, а также определить совокупный доход супруга по сделкам, на которые ссылается супруга, с учетом соответствующих затрат, понесенных супругом в процессе получения дохода от предпринимательской деятельности. При этом бремя доказывания размера таких затрат возлагается на супруга.
Что можно делить, а что нет
Отметим, что супруг бизнесмена при разделе общего имущества вправе претендовать не только на доходы от предпринимательской деятельности, но и на имущество, которое индивидуальный предприниматель использует в этой деятельности, если оно приобреталось им в период брака. Так, в Определении от 27.11.2018 № 19-КГ18-33 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала общим имуществом супругов земельные участки, тракторы, комбайны, которые использовались супругом-бизнесменом для ведения предпринимательской деятельности. Она указала, что спорное имущество приобретено бизнесменом в период брака на общие средства супругов, в том числе полученные в результате ведения супругом предпринимательской деятельности. В связи с этим супруга вправе претендовать на денежную компенсацию половины стоимости этого имущества. Это определение приведено в п. 9 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 24 апреля 2019 г.
Обратите внимание, что рыночная стоимость бизнеса в общее имущество супругов не входит. Так, в Определении от 26.03.2019 № 81-КГ19-2 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ рассмотрела ситуацию, когда супруг попытался отсудить у своей супруги — предпринимателя половину рыночной стоимости ее аптечного бизнеса. Суды требования супруга поддержали. Они исходили из того, что бизнес был организован в период брака на общие деньги супругов. Но судебная коллегия указала, что сам бизнес самостоятельным объектом права, предусмотренным гражданским законодательством, не является, а представляет собой деятельность. Между тем, исходя из положений ст. 34 СК РФ, разделу между супругами подлежат лишь доходы от предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное индивидуальным предпринимателем в период брака.