Очередной квартальный опрос Росстатом руководителей предприятий розничной торговли показал, что 25% из них в IV квартале минувшего года ожидали роста цен на потребительские товары в I квартале 2020 г. При этом и наибольшая доля розницы поднимать торговые наценки не намеревалась.
В IV квартале 2019 г. в обследовании конъюнктуры и деловой активности приняли участие руководители 4226 организаций розничной торговли, включая малые предприятия (без микропредприятий). Большинство из ответивших на вопросы анкеты Росстата считают, что экономическая ситуация в отрасли по сравнению с III кварталом 2019 г. осталась без изменения.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в IV квартале 2019 г., как и в III квартале 2019 г., сохранил положительное значение и составил 2%.
Увеличение данного индекса по сравнению с III кварталом 2019 г. было отмечено в 21 субъекте Российской Федерации, в 55 регионах он снизился, в девяти — остался на том же уровне.
Основными факторами, ограничивающими активность организаций розничной торговли, в IV квартале 2019 г. по-прежнему остаются недостаточный платежеспособный спрос населения (56% обследованных предприятий розницы, как и в III квартале), а также высокий уровень налогов (48%, на 1 п.п. больше соответственно).
По показателям численность работников, оборот розничной торговли, объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку товаров, обеспеченность собственными финансовыми ресурсами, инвестиции на расширение деятельности, ремонт и модернизацию доля опрошенных руководителей, считающих, что их значения в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. уменьшатся, больше тех, кто оценивает ситуацию более оптимистично. Четверть предпринимателей предполагают, что цены реализации в I квартале 2020 г. вырастут, в то же время, отмечает Росстат, 85% из них не намерены увеличить торговую наценку на свои товары.
Впрочем, ожидать, что в начале года цены в рознице не подрастут, занятие крайне сомнительное — в новейшей истории России статистика такого не знает. Но вопрос не в явлении, а в его размере. Последнему же все прогнозы отводят скромность поведения.
Прогнозные оценки изменения показателей деятельности организаций розничной торговли в I квартале 2020 г., % от числа обследованных предпринимателей
|
Увеличение |
Без изменений |
Уменьшение |
Баланс* |
Численность работников |
8 |
79 |
11 |
–3 |
Оборот розничной торговли |
23 |
50 |
25 |
–2 |
Объем продаж в натуральном выражении |
18 |
55 |
22 |
–4 |
Заказы на поставку товаров |
17 |
61 |
20 |
–3 |
Ассортимент товаров |
14 |
76 |
8 |
6 |
Объем складских запасов |
11 |
70 |
15 |
–4 |
Цены реализации |
25 |
59 |
4 |
21 |
Уровень торговой наценки |
5 |
85 |
8 |
–3 |
Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами |
7 |
80 |
11 |
–4 |
Прибыль |
19 |
53 |
26 |
–7 |
Инвестиции на расширение деятельности, ремонт и модернизацию |
6 |
79 |
10 |
–4 |
* Разность оценок «увеличение» и «уменьшение». Источник: Росстат |