Пленум ВС РФ утвердил объемное постановление о рассмотрении споров третейскими судами и международным коммерческим арбитражем (постановление Пленума ВС РФ от 10.12.2019 № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража»). Разработчики пытались включить в него расширенное понимание публичного порядка. Но в итоге было решено оставить то определение, которое сейчас применяют суды. Все позиции, изложенные в постановлении Пленума ВС РФ, уже встречались в судебной практике. Но теперь они содержатся в одном документе. В частности, это позиции о подсудности, форме арбитражного соглашения, оспаривании решений третейских судов и т.д.
Принято постановление Пленума ВС РФ от 10.12.2019 № 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 53). Документ носит проарбитражный характер. В нем собраны все основные позиции, касающиеся третейских судов и международного коммерческого арбитража, в том числе отраженные в других документах, включая Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018). В частности, о компетенции судов, подсудности, форме арбитражного соглашения, выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда, оспаривании и принудительном исполнении арбитражных решений. В целом в Постановлении Пленума ВС РФ № 53 содержатся положения, которые развивают поправки, внесенные Федеральным законом от 27.12.2018 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“ и Федеральный закон „О рекламе“». Эти поправки анонсировались как направленные на борьбу с незаконными третейскими судами.
Публичный порядок
ВС РФ закрепил определение публичного порядка. Суд должен отменить решение третейского суда или отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что такое решение или приведение его в исполнение противоречит публичному порядку РФ (п. 2 ч. 4 ст. 421, п. 2 ч. 4 ст. 426 ГПК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 233, п. 2 ч. 4 ст. 239 АПК РФ).
Цитируем документ
Под публичным порядком в целях применения указанных норм понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы Российской Федерации.
Пункт 51 Постановления Пленума ВС РФ № 53
В процессе рассмотрения проекта Постановления Пленума ВС РФ № 53 разработчики сформулировали другое определение.
В частности, предлагалось понимать под публичным порядком закрепленные в Конституции РФ и в федеральных законах основы правопорядка РФ, то есть основополагающие принципы построения экономической, политической, правовой системы РФ. Судьи Пленума ВС РФ посчитали, что такое определение сформулировано слишком широко. В итоге в последний момент прямо в день голосования этот пункт был исправлен.
В Постановлении Пленума ВС РФ № 53 указано, что для отмены или отказа в принудительном исполнении решения третейского суда по мотиву нарушения публичного порядка суд должен установить совокупное наличие двух признаков: во-первых, нарушение фундаментальных принципов построения экономической, политической, правовой системы РФ, которое, во-вторых, может иметь последствия в виде нанесения ущерба суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы физических или юридических лиц.
Сами по себе не свидетельствуют о нарушении публичного порядка РФ применение третейским судом норм иностранного права, не имеющих аналогов в российском праве, неучастие ответчика в третейском разбирательстве, незаявление должником возражений против принудительного исполнения третейского решения.
ВС РФ отметил, что противоречие публичному порядку как основание для отмены решения третейского суда, отказа в приведении в исполнение решения третейского суда применяется судом в исключительных случаях, не подменяя специальных оснований для отказа в признании и приведении в исполнение, предусмотренных международными договорами РФ и нормами ГПК РФ и АПК РФ. Так, нарушение порядка извещения стороны, против которой принято решение, о времени и месте рассмотрения дела, повлекшее невозможность представления ею в суд своих объяснений, является самостоятельным основанием для отмены или отказа в принудительном исполнении такого решения. В связи с этим необходимость использования механизма оговорки о публичном порядке ввиду ее экстраординарного характера отсутствует.
Форма арбитражного соглашения
Также ВС РФ разъяснил, в каком виде можно заключать арбитражное соглашение. Требование о письменной форме арбитражного соглашения считается соблюденным, в том числе если оно заключено путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны (ч. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», далее — Закон об арбитраже, п. 2 и 3 ст. 7 Закона РФ от 07.07.93 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», далее — Закон о международном коммерческом арбитраже).
Также арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме в виде электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация является доступной для последующего использования и если арбитражное соглашение заключено в соответствии с требованиями закона, предусмотренными для договора, заключаемого путем обмена документами посредством электронной связи.
Арбитражная оговорка может быть заключена путем отсылки, в частности, к стандартным условиям (например, правилам организованных торгов, клиринга), типовому договору. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора (ч. 5 ст. 7 Закона об арбитраже, п. 6 ст. 7 Закона о международном коммерческом арбитраже), то есть суд устанавливает наличие воли сторон на распространение условий этого документа на отношения, возникшие из договора. В частности, ссылка в договоре на то, что все возникающие споры будут разрешаться в порядке, предусмотренном другим документом, в текст которого включена арбитражная оговорка (например, определенным типовым договором), делает соответствующую оговорку частью договора сторон.
Арбитражное соглашение может быть заключено путем присоединения к рекомендуемой арбитражной оговорке, содержащейся в уставе организации, правилах разрешения споров какой-либо организации, иных правилах организации, биржи, ассоциации и т.п., при условии, что эти акты распространяются на стороны, заключившие арбитражное соглашение.
В силу правопреемства включенная в устав юридического лица арбитражная оговорка, если из устава не следует иное, связывает не только само юридическое лицо и его участников, голосовавших за включение арбитражной оговорки, но и любых новых участников юридического лица, которые приобрели акции или доли в его уставном капитале или стали его членами уже после включения арбитражной оговорки в устав.
Такая арбитражная оговорка также является действительной в отношении корпоративного спора с участием контрагентов юридического лица (третьих лиц), например, по искам, направленным на реализацию права, закрепленного в абз. 6 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ (об оспаривании сделок от имени юридического лица), в том случае, если такие третьи лица также являются сторонами арбитражного соглашения. При этом доказательством наличия согласия такого третьего лица на обязательность для него арбитражного соглашения, содержащегося в уставе юридического лица, может служить как заключенное между юридическим лицом и третьим лицом самостоятельное арбитражное соглашение, так и направленное в адрес юридического лица заявление о присоединении к арбитражной оговорке, которая содержится в уставе юридического лица.
Обеспечительные меры
Еще часть положений Постановления Пленума ВС РФ № 53 касается обеспечительных мер. Суд принимает обеспечительные меры по заявлению стороны третейского разбирательства по общим правилам с учетом особенностей процедуры третейского разбирательства, основанного на арбитражном соглашении. В частности, помимо оценки обоснованности заявления о необходимости принятия испрашиваемых обеспечительных мер и их соразмерности заявленному в третейский суд требованию, а также возможности обеспечения исполнения решения третейского суда суд проверяет действительность и исполнимость арбитражного соглашения, допустимость передачи возникшего между сторонами спора на разрешение третейского суда. Наличие постановления или иного акта третейского суда об обеспечительных мерах не препятствует подаче в суд заявления о принятии обеспечительных мер.
Обеспечительные меры могут быть приняты судом в отношении третейского разбирательства с местом арбитража как на территории РФ, так и за ее пределами.
Постановления, иные акты третейского суда о принятии обеспечительных мер подлежат выполнению сторонами, но не могут быть принудительно исполнены в порядке, установленном для исполнения решений третейских судов, поэтому выдача исполнительного листа на принудительное исполнение актов третейских судов об обеспечительных мерах не производится.
Арбитрабельность споров
Пленум ВС РФ указал, что споры и иные дела, вытекающие из гражданско-правовых отношений, допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное прямо не установлено федеральным законом. Например, согласно п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по договорам, заключенным форекс-дилерами с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Комментарий эксперта
Андрей Панов, советник практики по разрешению споров Московского офиса компании Allen & Overy
«ЭЖ-Юрист»: Почему Постановление Пленума ВС РФ № 53 называют проарбитражным?
Андрей Панов: Потому что оно в целом ориентирует суды на поддержку арбитража. В частности, до судов еще раз доносится мысль, что арбитражное соглашение должно толковаться в пользу его исполнимости и действительности, за исключением случаев, когда неясность оговорки никак невозможно исправить, даже обратившись к материалам переговоров сторон на стадии заключения договора. К сожалению, суды нередко признают оговорки неисполнимыми из-за таких пороков, которые можно легко устранить путем толкования текста оговорки.
То же самое относится к попытке ВС РФ ограничить применение публичного порядка.
Проблема в том, однако, что нижестоящие суды нередко игнорируют позиции ВС РФ, но это не ведет к отмене судебных актов. Это, увы, нивелирует ценность любых разъяснений. Хочется надеяться, что ВС РФ будет следить за этим более внимательно.
«ЭЖЮ»: Есть ли в постановлении абсолютные новшества?
А.П.: Никаких принципиально новых положений нет. Все так или иначе уже встречалось в судебной практике. Стоило бы разъяснить соотношение ч. 7.1 ст. 7 Закона об арбитраже и ст. 225.1 АПК РФ (о корпоративных спорах). Там есть явное противоречие. Но ВС РФ не пошел на выдачу таких разъяснений, поскольку нет еще судебной практики.
«ЭЖЮ»: Почему в последний момент судьи ВС РФ поменяли положения о публичном порядке?
А.П.: Действительно, к последнему обсуждению понятие публичного порядка предлагалось серьезно расширить. К счастью, это предложение было отклонено. Если бы оно прошло, то публичный порядок стал бы поистине «резиновым» понятием. Сейчас он все же ограничен, но суды все равно выходят за пределы этого определения, а пока их судебные акты не начнут отменять, ничего не поменяется.