1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 80

Оценка состояния АПК понизилась

Компания Делойт, СНГ, обнародовала результаты четвертого ежегодного исследования «Обзор рынка сельского хозяйства в России», подготовленного при поддержке фонда «Центр стратегических разработок». Представляем некоторые данные из него.

В сравнении с 2018 г. оценка состояния отрасли представителями бизнеса стала менее положительной: значение индекса (от –1 до 1, где –1 — отрицательная оценка, а +1 — положительная; один пункт равен 0,01) уменьшилось на 14 пунктов — до 0,26.

72% представителей аграрного сектора положительно оценивают его текущее состояние, однако доля позитивно настроенных респондентов за год значительно сократилась (на 13 п.п.). При этом эксперты Делойт, СНГ, отмечают, что среди компаний с годовой выручкой более 2 млрд руб. доля оптимистов выше, чем в других компаниях (89%).

Перспективы развития отрасли АПК в 2020 г. компании оценили выше, чем в прошлом году (на 9 пунктов). Мнения респондентов разделились на:

  • тех, кто не ожидает существенных изменений в развитии АПК (50%);

  • тех, кто предполагает, что ситуация улучшится (44%).

На протяжении 2018—2019 гг. ключевым фактором повышения конкурентоспособности АПК России, по мнению представителей отрасли, является государственная поддержка (0,89). На втором месте по-прежнему находится стабильность законодательной политики, однако, отмечают авторы исследования, вместе с ней большое значение имеет также повышение производственно-технического потенциала (по 0,86). Аналитики Делойт, СНГ, отмечают, что ранее данный фактор не был в перечне основных.

Показатель состояния дел внутри компании сохранился на уровне 2018 г. (0,59). Абсолютное большинство респондентов (92%) оценивают ситуацию в своих компаниях положительно или скорее положительно. Перспективы развития своих компаний в 2020 г. респонденты оценили выше, чем в прошлом году (на 13 пунктов). Доля оптимистов выросла на 18 п.п. и составила 64%.

Сальдированный финансовый результат агропромышленных компаний в 2018 г. составил 350 млрд руб. (по сравнению с 270 млрд руб. в 2017 г.). В значительной степени выросла прибыль компаний, работающих в сфере растениеводства, что, поясняют исследователи, в основном было связано с ростом цен на продукцию растениеводства в 2018 г. Рост прибыльности также зафиксирован в компаниях, занимающихся животноводством и рыболовством. Основным драйвером роста в животноводстве в 2018 г. стало свиноводство.

В 2018 г. произошло незначительное повышение рентабельности продукции в сферах растениеводства и животноводства. Рентабельность продукции рыболовства, напротив, показала незначительное падение (на 4 п.п.).

С 2016 г. инвестиции в основной капитал ежегодно растут в среднем на 12% и по итогам 2018 г. составили 777 млрд руб. Инвестиции в основные средства в животноводстве и растениеводстве, по данным анализа экспертами Делойт, СНГ, отчетностей из СПАРК-Интерфакс, с 2015 по 2018 г. в среднем росли на 7,5% в год (CAGR).

В феврале 2019 г. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее — Программа) была продлена до 2025 г. В ее рамках по итогам 2018 г. из федерального бюджета было выделено 248 млрд руб., что на 2,5% больше, чем было запланировано. За 1-е полугодие 2019 г. было использовано 131,7 млрд руб., что составляет 43,7% бюджетных ассигнований, запланированных в Программе на 2019 г. Наибольшая доля средств приходится на подпрограмму «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» (77%).

75% прибыли компаний АПК (по данным Росстата) за последние четыре года были сформированы за счет субсидий, полученных от государства. При этом, замечают авторы исследования, данный показатель снизится до 55%, если за базу по прибыли до налогообложения брать данные анализа Делойт, СНГ, бухгалтерских отчетностей компаний АПК, а не данные Росстата.

Значение показателя эффективности деятельности государства практически не менялось за время проведения данного исследования и в 2019 г. также находится на уровне ниже среднего (–0,10). Почти две трети представителей АПК (62%) оценили уровень эффективности государственной поддержки как средний, а еще 28% — как низкий.

46% компаний планируют в ближайшем будущем увеличить объем внешнего несубсидируемого финансирования (привлекаемого за счет заемных средств или путем увеличения капитала).

В 2019 г. общий уровень удовлетворенности получения субсидий снизился на 4 пункта и составил +0,20. Наиболее положительно респонденты оценивают такой аспект их привлечения, как полнота и доступность информации о получении льготного кредита (рейтинг — 0,42). Негативные оценки получил бюрократический аспект получения субсидий (–0,02), ранее он находился в положительной зоне.

По мнению представителей компаний АПК, субсидии являются самой важной мерой государственной поддержки, способствующей экспорту продукции (54%). Важность такой меры государственной поддержки, как снижение налогов и пошлин, чаще отмечают среди представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) АПК (годовая выручка менее 2 млрд руб.) (41%), в то время как только 14% представителей крупного бизнеса отметили значимость данной меры.

Доля тех, кто отмечает важность создания рыночной инфраструктуры, выше среди представителей крупных компаний, нежели среди компаний МСБ (43% против 24% соответственно).

На протяжении 2018—2019 гг. топ-3 стратегий компаний АПК являлись:

  • повышение производственно-технического потенциала;

  • сокращение расходов;

  • увеличение объема производства.

Стратегия развития бизнеса за счет естественного роста, которая входила в топ-5 стратегий два года подряд, потеряла свою значимость, опустившись на седьмое место. А такая стратегия, как вывод на рынок новых продуктов, наоборот, укрепила свою позицию, поднявшись с восьмого места на пятое в рейтинге.

Горизонт планирования большинства компаний АПК (80%) составляет три года. Девять из десяти крупных компаний АПК (89%) сообщили о том, что горизонт планирования в их компании — три-пять лет. Почти половина представителей МСБ (46%) отметили, что текущая стратегия их компании рассчитана на срок более пяти лет.

В 2019 г. основными проблемами, с которыми столкнулись компании АПК в России, респонденты назвали недостаточность государственной поддержки и несовершенство госрегулирования, а также нехватку квалифицированных кадров. При этом, отмечают эксперты Делойт, СНГ, несовершенство государственного регулирования поднялось за год на четыре позиции.