До 2025 г. ликвидируют или реорганизуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые действуют на конкурентных товарных рынках. Смогут работать только унитарные предприятия, предусмотренные законами, актами президента и правительства, а также необходимые для обеспечения деятельности ФСБ, МЧС России и некоторых других госорганов.
С 08.01.2020 действует Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ и Федеральный закон „О защите конкуренции“». В нем установлен запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности. Исключениями, когда унитарные предприятия могут быть созданы, являются случаи:
-
предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;
-
обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений РФ, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ;
-
осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
-
обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
-
осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
-
осуществления деятельности за пределами территории РФ;
-
осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия. Правительство РФ рассмотрит мотивированное представление высшего должностного лица субъекта РФ и примет по нему решение в течение двух месяцев.
Унитарное предприятие нельзя будет создать путем преобразования организаций иных организационно-правовых форм. Не допускается реорганизация унитарного предприятия, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать требованиям законодательства.
Также поправки введены в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В нем появится глава 7.1 с антимонопольными требованиями к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности, в том числе положения о порядке рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до 08.01.2020 и осуществляют деятельность на товарных рынках в РФ, находящихся в условиях конкуренции, должны быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя до 2025 г. В противном случае их ликвидируют в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
После 01.01.2025 в случае перехода товарного рынка в РФ в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган должен будет выдать предписание учредителю унитарного предприятия, которое осуществляет деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения.