В письме от 12.02.2020 № БС-4-21/2240@ ФНС России обобщила поступающие от налогоплательщиков вопросы по применению положений п. 1.1 ст. 386 НК РФ и дала ответы на них со ссылками на свои письма.
О некоторых вопросах, приведенных в письме, мы уже рассказывали (см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 05 и 06, 2020). В этом материале рассмотрим остальные.
Когда можно применять упрощенный порядок?
Компания, имеющая обособленные подразделения, состоит на учете в налоговых органах по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений. Если и компания, и ее обособленные подразделения находятся в одном субъекте РФ, возникает вопрос: может ли она представлять декларацию в один из вышеуказанных налоговых органов по недвижимости, находящейся в местах нахождения организации и ее обособленных подразделений?
Пунктом 1.1 ст. 386 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, состоящий на учете на территории субъекта РФ в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору.
В письмах от 31.01.2020 № БС-4-21/1544@ и от 30.07.2019 № БС-4-21/14961@ ФНС России разъяснила, что необходимым условием для применения порядка, установленного п. 1.1 ст. 386 НК РФ, является постановка на учет налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества. При этом в письме от 30.07.2019 № БС-4-21/14961@ налоговики отметили, что следует разграничивать понятия «постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества» и «налоговые органы по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества». Под налоговым органом, в котором компания поставлена на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, понимается налоговый орган, который произвел постановку на учет организации на основании сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. А в понятие «налоговые органы по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества» входят не только налоговые органы, осуществлявшие постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, но и налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным предусмотренным НК РФ основаниям в пределах места фактического нахождения соответствующей недвижимости.
В связи с этим налоговики в вышеприведенных письмах указали, что положения п. 1.1 ст. 386 НК РФ не допускают представление уведомления, когда налогоплательщик не состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ. И отсутствие такой постановки на учет влечет невозможность применения порядка представления налоговой декларации, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ (в том числе и когда налогоплательщик состоит на учете в налоговых органах по иным основаниям).
Влияние уведомления 2019 г. на упрощенный порядок
Упрощенный порядок, предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ, действует с 1 января 2020 г. Но в 2019 г. у компаний тоже была возможность сдавать одну декларацию по налогу на имущество, подлежащему уплате в бюджет субъекта РФ. В пункте 2 Разъяснений по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций начиная с налогового периода 2019 г. (приложение к письму ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@) было указано, что налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ, могут представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором они состоят на учете на территории указанного субъекта РФ, по своему выбору. Для этого они должны подать в налоговый орган по субъекту РФ уведомление по рекомендуемой форме.
У компаний, которые подавали такое уведомление в 2019 г., возник вопрос: распространяется ли оно на декларацию за 2019 г., которая представляется не позднее 30 марта 2020 г.?
В письме от 28.10.2019 № БС-4-21/21931 ФНС России разъяснила, что в соответствии с положениями п. 1.1 ст. 386 НК РФ для применения в течение 2020 г. порядка представления налоговой декларации по налогу, предусмотренного указанным пунктом, необходимо подать уведомление по форме, утвержденной ФНС России. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@, вступившим в силу с 1 января 2020 г. Данное уведомление представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок. Таким образом, уведомление по рекомендуемой форме, поданное в 2019 г., не может быть основанием для применения упрощенного порядка представления декларации в 2020 г. Уведомление по утвержденной форме, представленное до 1 марта 2020 г., распространяется на декларацию по итогам 2019 г. (сдается не позднее 30 марта 2020 г.), а также на декларации, подаваемые в течение 2020 г. при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации.
Из сказанного налоговиками следует, что для сдачи в упрощенном порядке декларации за 2019 г. компании нужно представить до 1 марта 2020 г. уведомление по утвержденной форме. При этом неважно, подавала она уведомление по рекомендуемой форме в 2019 г. или нет.
Ограничение действия упрощенного порядка
В пункте 1.1 ст. 386 НК РФ указано, что его положения не применяются, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты. На практике возможны ситуации, когда в одном налоговом периоде по налогу на имущество такие нормативы установлены, а в другом — нет. Возникает вопрос: как в этом случае применяется ограничение?
В письме от 18.12.2019 № БС-4-21/26084@ ФНС России разъяснила, что ограничение касается условий представления уведомления и налоговой декларации по налогу за определенный налоговый период. Поэтому действие ограничения должно распространяться на налоговый период, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации, а также на налоговый период, за который в соответствии с уведомлением подается налоговая декларация. Специалисты налогового ведомства также отметили, что подача уведомления в налоговый орган является условием для последующего представления налоговой декларации по налогу, а не уплаты налоговых платежей. При этом налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Из сказанного налоговиками следует, что если, например, в 2019 г. в субъекте РФ были установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты, а в 2020 г. таких нормативов нет, компания вправе подать уведомление на 2020 г. Но оно не будет распространяться на налоговую декларацию за 2019 г., поскольку она относится к периоду, в котором действовало ограничение. И под действие уведомления будут подпадать только декларации, поданные в течение 2020 г. при ликвидации или реорганизации компании.