В рамках реформы госзаказа Минфин России подготовил очередной законопроект. В нем предлагается ликвидировать некоторые способы закупок, ввести «универсальную стоимостную предквалификацию» и существенно изменить процедуру обжалования. Например, обжаловать положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок смогут участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации». Так, для обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн руб. участник закупки будет обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта по закупке, на которую подается жалоба.
Минфин России опубликовал законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ (по вопросу совершенствования отдельных положений о закупках)» (далее — законопроект). Он был размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 19.08.2019 под ID 01/05/08-19/00094100. Публичное обсуждение проекта завершилось 02.03.2020.
Этот законопроект был подготовлен во исполнение Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р. Если поправки примут, то они могут начать действовать уже с 2021 г.
Уменьшат перечень способов закупок
В законопроекте предлагается существенно сократить количество конкурентных способов определения поставщиков. Вместо 11 останется только три формы:
-
конкурс (открытый и закрытый конкурсы в электронной форме, закрытый конкурс);
-
аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
-
запрос котировок (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе в редакции законопроекта).
В прошлое могут уйти такие способы закупок, как двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. По мнению разработчиков, они избыточны и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса.
Изменятся требования к закупочной документации
Поправки могут внести в положения, устанавливающие требования к извещениям и документации о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами. Вместо индивидуальных требований для каждого способа закупки планируется ввести единые требования для всех способов.
Так, устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.
Учитывая проведение открытых конкурентных способов определения поставщика исключительно в электронной форме, законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке. Всю информацию о проводимой закупке можно будет включить в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок по единым формам электронных документов (ст. 42 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). Это новшество продолжает идею объединения документов, формируемых заказчиком. Так, план закупок и план-график недавно тоже были объединены в один документ.
Сократят сроки осуществления процедур
Планируется сократить сроки осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков. Например, при проведении электронного аукциона будет установлен предельный максимальный срок таких торгов — не более трех часов с момента их начала (ч. 8 ст. 49 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Изменятся правила признания торгов несостоявшимися
В поправках предлагается унифицировать случаи признания способов определения поставщиков несостоявшимися, а также последствия такого признания. Для ускорения осуществления закупок исключат необходимость обязательного проведения дополнительной процедуры (запроса предложений) в случае отсутствия заявок на участие в закупке.
Появится «универсальная стоимостная предквалификация»
Законопроект предусматривает введение «универсальной стоимостной предквалификации». Так, получить допуск к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. смогут только участники, имеющие успешный опыт исполнения любого контракта независимо от предмета закупки в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта (с учетом правопреемства), цена которого составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта и при исполнении которого отсутствуют не исполненные поставщиком требования об уплате неустоек (ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). Эта поправка связана с желанием исключить из закупок недобросовестных участников и фирмы-однодневки.
Обжалование станет электронным
При проведении электронных процедур жалобу можно будет подать в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием единой информационной системы (ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). Но в определенных случаях нужно будет подавать жалобы в бумажной форме, а именно при закрытых аукционе и конкурсе (ч. 10 ст. 105 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Обжаловать положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок смогут участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации». Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн руб. участник закупки будет обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта по закупке, на которую подается жалоба (п. 8 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Законопроектом также предусмотрено включение банков в число субъектов контроля. Это позволит обжаловать действия (бездействие) банков при реализации ими требований Закона о контрактной системе (ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Появятся новые правила обеспечения заявок
В Законе о контрактной системе укажут, что заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении заявки, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млн руб. (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). В настоящее время применяется такой же размер. Но в самом Законе о контрактной системе сказано, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн руб., если Правительством РФ не установлено иное. А Правительство РФ сейчас как раз определило, что обеспечение заявки должно быть, если начальная (максимальная) цена контракта более 1 млн руб. (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 «Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах»).
Требование об обеспечении заявки предусмотрят также для запроса котировок в электронной форме. Это связано с тем, что предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при этом способе закупки увеличится с 500 000 до 3 млн руб. (ч. 8 ст. 24 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Сократится срок информационного взаимодействия между банками и операторами электронных площадок до одного часа (ст. 44 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). Банк сможет блокировать деньги в качестве обеспечения заявки на специальном счете участника закупки при подаче заявки на участие в электронной процедуре, а не после окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Это позволит участнику закупки в случае недостаточности средств на таком счете успеть пополнить его до окончания срока подачи заявок на участие в закупке и вновь подать заявку на участие в закупке.
В целях исключения риска взыскания со специального счета участника закупки денежных средств, влекущего невозможность дальнейшего участия в закупке, предусматривается положение, согласно которому на денежные средства, заблокированные в соответствии с Законом о контрактной системе, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки (ч. 8 ст. 44 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Изменится порядок действий при уклонении от заключения контракта
В законопроекте поправили положения о количестве участников закупки, с которыми заключают контракт по результатам закупки. В настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер.
При проведении электронных процедур устанавливается, что в случае уклонения участника закупки от заключения контракта заказчик направит контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Предлагаемый подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного осуществления такой закупки (ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта).
Закупки будут возможны для строительства под ключ
В законопроекте предусмотрена дальнейшая оптимизация порядка осуществления закупок по проектированию и строительству объектов капитального строительства. В частности, введут контракт на создание объекта капитального строительства под ключ. Предметом такого контракта могут быть одновременно проектирование, строительство, поставка оборудования (п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). Это сократит общий срок закупки объекта, поскольку потребуется проведение одной закупки вместо нескольких.
Изменится судьба обеспечения исполнения контракта при его расторжении
Появится условие о возможности взыскания заказчиком с исполнителя по контракту обеспечения исполнения контракта при его одностороннем расторжении заказчиком исключительно в случае включения информации о таком исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 12 ст. 96 Закона о контрактной системе в редакции законопроекта). Изменение направлено на защиту интересов исполнителя по контракту, поскольку такое взыскание будет допускаться только в случае соблюдения заказчиком установленной процедуры одностороннего расторжения контракта.