КС РФ подтвердил, что работодателя нельзя оштрафовать за неуведомление органов миграции об изменении трудового договора, заключенного с иностранным работником, в том числе об изменении должности такого работника и адреса осуществления им трудовой деятельности.
В КС РФ обратился работодатель, которого оштрафовали за неподачу уведомления об изменении условий трудового договора с иностранцем. КС РФ решил, что это незаконно (постановление от 04.02.2020 № 7-П по делу о проверке конституционности п. 1 примечаний к ст. 18.15 КоАП РФ, ч. 2 ст. 67 ТК РФ и абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.А. Викторовой).
Обстоятельства дела
В 2017 г. индивидуальный предприниматель принял на работу в качестве водителя гражданина Республики Таджикистан и заключил с ним трудовой договор. Об этом он уведомил в электронной форме отделение по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике.
В ходе проверки соблюдения миграционного законодательства, проведенной в феврале 2019 г., прокуратура совместно с Управлением ФСБ России, Управлением ФНС России и Управлением Росгвардии установила, что тот же самый гражданин Республики Таджикистан с января 2019 г. допущен работодателем к осуществлению трудовой деятельности иного рода, а именно к работе в качестве продавца, и по адресу, который отличается от указанного в заключенном с ним трудовом договоре. При этом трудовой договор о работе продавцом с этим гражданином не оформлен, а соответствующее уведомление о привлечении его к такого рода работе в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ работодатель не направлял.
Суд привлек работодателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. Вышестоящие судебные инстанции оставили это решение без изменения.
Цитируем документ
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 руб.; на должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Часть 3 ст. 18.15 КоАП РФ
Суды пришли к выводу, что каждый факт привлечения к труду иностранного гражданина предполагает обязанность работодателя направить соответствующее уведомление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, а неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.
В связи с этим работодатель подал жалобу в КС РФ о несоответствии Конституции РФ ч. 2 ст. 67 ТК РФ и абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Он указал, что данные положения допускают возложение на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о каждом факте допуска такого гражданина к выполнению работ в какой-либо форме или по адресу (месту), которые отличаются от указанных в ранее направленном уведомлении. Тем самым данные нормы не только обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор, в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют, но и позволяют привлекать к административной ответственности работодателя, не уведомившего соответствующий орган о поручении работнику работы, не предусмотренной трудовым договором.
Позиция КС РФ
КС РФ признал не противоречащими Конституции оспариваемые нормы. Но он признал также, что данные нормы не предполагают:
-
возложения на работодателя обязанности по уведомлению миграционных органов о поручении иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от той, которая указана в уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность;
-
привлечения такого работодателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Абзац 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ предполагает обязанность работодателя уведомлять лишь о фактах заключения и прекращения трудового договора с иностранным гражданином. Обязанность же работодателя уведомлять о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), в Законе № 115-ФЗ не предусмотрена.
Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Иное означало бы расширительное толкование как обязанности работодателя, установленной законом в целях контроля за использованием иностранной рабочей силы, так и объективной стороны состава административного правонарушения, являющегося основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Тем самым это фактически приводило бы к возложению на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, административной ответственности за деяние, которое прямо не запрещено законом.